Успешные и голодные: как бизнесмены отказываются от еды, чтобы жить лучше
Практики добровольного голодания придумали не сегодня и даже не вчера. У христиан есть посты, исключающие все животные продукты, у мусульман — Рамадан, когда в течение месяца запрещено есть и пить в светлое время суток. А у современных бизмесменов своя религия — они голодают по протоколу 16:8 и практикуют тотальные голодовки на нескольких суток, а то и недель. Forbes Life разбирается, зачем они так себя мучают.
Голодающая Калифорния
Как и (почти) все модные тренды в сфере продления жизни и биохакинга, современное интервальное голодание как явление родилось в Кремниевой Долине. Местные голодающие биохакеры создали онлайн-сообщество WeFast: там они дают советы о том, как «войти» в голодовку, а также приглашают в свои группы в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Slack для общения и обмена опытом. Основной метод интервального голодания участников сообщества — Пост Монаха. Это 36-часовой протокол голодовки на воде: в течение полутора суток можно пить воду и любые другие жидкости, не содержащие калорий, например, кофе или чай без молока и сахара, — но есть в этот период ничего нельзя. Суть здесь вот в чем. Наша печень одновременно может содержать порядка 100 г гликогена — полисахарида, который является формой запаса энергии в организме — и он расходуется примерно за 16-24 часа. На чем должен держаться организм оставшиеся 12-20 часов голодовки? Ответ — кетоз, которого так жаждут многие голодающие: это состояние, в результате которого энергия берется уже не из глюкозы, а из продукта расщепления жиров — кетоновых тел.
Биохакеры из WeFast утверждают: именно в состоянии кетоза организм включает процесс аутофагии — очистки от клеточного «мусора». Аутофагию многие борцы за продление жизни считают профилактикой большинства возрастных болезней. Также во время кетоза, по словам основателей WeFast, уничтожаются сенесцентные клетки — «старые» клетки, которые закончили свой жизненный цикл и перестали делиться, но почему-то не самоуничтожились, а остались «блуждать» в организме, вызывая хроническое воспаление и приближая старение всего тела.
Адепты интервального голодания утверждают,что голод может не только улучшать здоровье, но и повышать продуктивность — хотя это кажется контринтиутивным. С эволюционной точки зрения, говорят они, человек адаптирован к некоторым промежуткам вынужденного голода — просто из-за отсутствия еды. Когда организм начинает голодать, он мобилизует все свои силы, чтобы включить «режим охотника» и поскорее добыть побольше сытной пищи. Мы, в нашем комфортном современном мире с доступом к еде 24/7, забыли, что такое «режим охотника» — и предприниматели-биохакеры предлагают включить его, добровольно ограничив себя в пище. Для тех, кто не способен выдержать без еды 36 часов даже с помощью БАДов, основатели WeFast предлагают более «простые» режимы — например, наиболее популярный в научной среде способ интервального голодания 16:8. Идея проста — есть в течение восьмичасового «окна» в течение дня, а все остальное время только пить воду или чай/кофе без сахара. В целом, этот протокол голодания можно считать творческим переосмыслением легендарного «не есть после шести».