Памятник товарищу Радищеву
12 апреля 1918 года Ленин подписал декрет Совнаркома «О памятниках республики». В документе ставились две задачи: «в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию», снять «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг», а также «мобилизовать художественные силы» на создание памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции».
Большевики спешили. Ленин от имени Совнаркома выражает желание, чтобы уже в день 1 мая, то есть через две недели после подписания декрета, были сняты некоторые «наиболее уродливые истуканы» и представлены первые модели новых памятников.
Уже к первой годовщине революции в Москве было поставлено двенадцать памятников, в Петрограде — десять. Революционное признание получили Радищев, Маркс, Энгельс, Каляев, Никитин, Кольцов, Дантон, Бакунин, Плеханов, Робеспьер, Сковорода, Бетховен, Гейне, Халтурин, Жорес, Перовская и другие. Предполагалось, что оценку этим творениям даст народ и лучшие работы будут отлиты в бронзе или высечены из камня.
На деле всё обернулось иначе. Правительственный комиссар по делам изобразительных искусств художник Давид Штеренберг в отчёте о деятельности Отдела ИЗО Наркомпроса в 1919 году писал: «Мастеров, которые могли поставить памятники, у нас оказались единицы. Когда эти памятники были поставлены, явилось определённое желание немедленно их убрать, так антихудожественно и скверно во всех смыслах они были сделаны».
Так, сразу после открытия в декабре 1918 года был снят памятник Софье Перовской, поставленный в Петрограде перед Московским вокзалом. По словам Луначарского, народоволку так «нечеловечно» изобразил скульптор-футурист Гризелли, что пришедшие на открытие памятника буквально шарахнулись от него в сторону, а товарищ Лилина (жена Зиновьева) потребовала его убрать.