Уникальные и безумные: круглые броненосцы контр-адмирала Попова
История военной техники знала много курьезов. На фоне бурного прогресса XIX века инженеры разрабатывали и порой реализовывали удивительные проекты, сегодня кажущиеся алогичными и смешными. Одним из самых одиозных кораблестроителей тех лет был русский контр-адмирал Андрей Алексеевич Попов. Его круглые броненосцы не имеют аналогов в мире и по сей день вызывают споры в среде военных историков…
Броненосные корабли появились в середине XIX века — в первую очередь этому способствовало бурное развитие паровых двигателей. Чрезмерно тяжелый и мощный корабль не мог идти под парусами, а паровая машина открыла инженерам огромное поле для исследований. Первые броненосцы (французский La Gloire 1859 года, английский HMS Warrior 1860-го и другие) строились по вполне обычной корабельной схеме и несли значительное парусное вооружение, дополнявшее паровой двигатель.
В это же время в России шли активные споры о необходимости оснащения броненосцами Черноморского флота. Он еще со времен Крымской войны (1856−1859) находился в плачевном состоянии, и если по Парижскому мирному договору развивать его до серьезных размеров России запрещалось, то оснастить береговую охрану несколькими мониторами было просто необходимо. Низкобортные мониторы не могли воевать в открытом море, но идеально выполняли свою функцию у берега: несли мощную артиллерию, поддерживая наземные форты.
Вот тогда-то, в 1869 году, и появился на горизонте контр-адмирал Попов. Несмотря на кажущееся безумие его проекта, именно «поповки» получили добро от правительства — в первую очередь, потому что Попов лично дружил с Великим князем Константином Николаевичем, на тот момент генерал-адмиралом Российского флота.
Деньги, деньги, деньги
Разрабатывая круглые суда, Попов отталкивался от ряда постулатов. В частности, монитору прибрежной охраны не нужна была скорость, но зато требовалась серьезная устойчивость и способность нести изрядное вооружение. По логике Попова круглое судно имело наибольшее возможное водоизмещение при сравнении с судами сходных параметров, плюс к тому оно практически не было подвержено качке и могло нести на себе огромную оружейную мощь. Демонстрация плавучих свойств круглой шлюпки диаметром 3,5 м произвела на высочайшую комиссию благоприятное впечатление, Попов получил карт-бланш и круглую сумму на строительство четырех броненосцев произвольной — на его инженерное усмотрение — конструкции. Тут была и еще одна хитрость. Поповки планировалось не включать в состав флота, а причислить к плавучим крепостям, тем самым ни на йоту не нарушив Парижский договор 1856 года.
Прежде чем приступить к полноразмерным опытам, Попов построил стальную 7,3-метровую шлюпку «Камбала» с четырьмя двигателями (суммарно — 32 л.с.), которая отлично поворачивала, хорошо держала качку и вообще доказала функциональность идеи.
Сам Попов, будучи неплохо подкованным в инженерных вопросах, был руководителем проекта и автором идей. Детальные чертежи и расчеты выполнял целый штат инженеров, а за базовую конструкцию в итоге был принят корабль диаметром 29 м. Правда, не обошлось без традиционного русского разгильдяйства и нерасчета. При том, что Великий князь повелел строить целую серию поповок, изначально денег выделили едва-едва на одно судно, которое заложили в Петербурге; чуть позже Попов «выжал» средства и на второй корабль, заложенный в Николаеве. Программа была рассчитана на пять лет — к 1875 году планировалось завершить строительство всех четырех поповок, а дальше смотреть по ситуации. Но все вышло иначе.
Судно из-под циркуля
Что же такое поповка? Видимо, проще всего рассмотреть конструкцию круглого судна на примере «Новгорода» — первого спущенного на воду прибрежного броненосца. Строили его в Петербурге, причем довольно быстро. К марту 1872 года первые детали «конструктора» (который предварительно проверили на собираемость в северной столице) прибыли на Николаевские стапеля, а 21 мая 1873 года, спустя два года после начала строительства, «Новгород» был спущен на воду. Тут стоит отметить, что именно «Новгород» стал первым русским броненосцем — значительная веха оружейной истории. В это же время в Николаеве строился второй броненосец — «Киев».