Как включить гибкие навыки в образовательный процесс
О значении гибких навыков говорят не первый год, но в традиционной системе образования им по-прежнему нет места. Дмитрий Грин, сооснователь и CEO Almamat, рассказал, какие soft skills потребуются специалистам в условиях кризиса, как включить их в учебную программу и почему личностные качества нужны всем — даже IT-специалистам
Спасение в «темные» времена
За последние полгода человечеству пришлось радикально перестроить большинство привычных сфер — от офисной работы и розничной торговли до здравоохранения и экономики. Пандемия стала глобальным тестом на проверку гибких навыков. В первую очередь это касалось адаптивности и креативности — умения находить решения в экстремальных ситуациях и быстро менять стратегию.
Впрочем, о растущем значении soft skills начали говорить давно. В 2018-м американские исследователи обнаружили, что развитие soft skills повышает производительность на 12% и обеспечивает возврат инвестиций на уровне 250%. На эту тенденцию обратили внимание и рекрутеры: как показал недавний опрос GMAC, больше половины HR-менеджеров считают, что ценность гибких навыков вырастет в ближайшие пять лет и во многих сферах будет преобладать над hard skills.
Это подтверждают и первые прогнозы аналитиков в 2020 году — большинство из них уверены, что именно специалисты с развитыми личностными качествами помогут бизнесу справиться с кризисом. На растущий тренд уже отреагировали многие компании — например, Microsoft совместно с LinkedIn открыла бесплатный доступ к нескольким курсам, в том числе к программе по soft skills.
Хорошее владение soft skills становится базовым требованием. По данным West Monroe Partners, 67% HR-представителей в сфере IT отказывали талантливым IT-специалистам с недостаточно развитыми персональными качествами. Более того, почти 43% респондентов отмечали, что проблемы с коммуникацией плохо сказывались на рабочих отношениях и даже приводили к срыву дедлайнов.
Ценность коммуникации возрастает на фоне перехода на удаленную работу. Первые исследования показывают, что на удаленке сотрудники реже общаются с малознакомыми коллегами, зато чаще связываются с теми, с кем уже установили дружеский контакт. В результате нарушается взаимообмен идеями, снижается уровень доверия и взаимопонимания.
Требования работодателей к выпускникам вузов и молодым специалистам на этом фоне меняются. Так, по данным LinkedIn, навыки коммуникации и решения комплексных проблем теперь стоят в одном ряду с таким базовым знанием, как владение Microsoft Office.
В 2020-м также вырос спрос на развитый эмоциональный интеллект. Достаточно вспомнить пример с Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), которая недавно потеряла многомиллионные контракты из-за того, что недостаточно активно боролась с расистскими и ксенофобскими высказываниями на своей платформе. Таким образом, в условиях, когда финансовые показатели компании напрямую зависят от уровня эмпатии и осознанности ее сотрудников, показатель EQ (эмоциональный коэффициент) ценится не меньше, чем IQ.