Убыточный супергерой: как создатели фильма по комиксам «Майор Гром» провалились в прокате, но продали права Netflix
Создатели фильма «Майор Гром: Чумной доктор» ожидали собрать в прокате от 500 млн до 1,5 млрд рублей. Но сильно ошиблись в прогнозах: фильм смог выручить всего 316,4 млн. Тем не менее, права на него купил стриминговый гигант Netflix. Forbes рассказывает, как продюсер картины Артем Габрелянов на деньги своего отца, основателя медиахолдинга News Media Арама Габрелянова строит в России комикс-империю и супергеройскую киновселенную.
«В последние несколько недель можно сказать, что-то изменилось в мире, в России, статус кво поменялся. Теперь «Майор Гром» — это вещь и сила, с которой надо считаться, — радуется продюсер фильма «Майор Гром: Чумной доктор» Артем Габрелянов. — Вот так — с болью, со скандалами, с не всегда приятными вещами — родилась наша киновселенная».
18 мая 2021 года сотрудники московского отделения Роспотребнадзора нагрянули в Центральный детский мир (ЦДМ, бывший «Детский мир») на Лубянке, опечатали здание и составили протокол об административном правонарушении. Двумя днями ранее в ЦДМ проходила автограф-сессия с актерами фильма «Майор Гром: Чумной доктор». Организаторы были вынуждены прервать мероприятие из-за того, что на него пришло гораздо больше людей, чем они ожидали (по данным издания Baza — более 5000 человек). Большинство гостей, по мнению Роспотребнадзора, были без масок и перчаток и не соблюдали социальную дистанцию. 21 мая Мещанский суд Москвы приостановил деятельность ЦДМ на семь суток.
Фильм «Майор Гром: Чумной доктор» вышел в прокат 1 апреля. Он основан на серии одноименных комиксов российского издательства Bubble Comics Артема и Арама Габреляновых. По сюжету майор полиции Игорь Громов противостоит злодею — человеку в маске чумного доктора. Это очередная попытка создать в России своего супергероя.
Создатели фильма, режиссер Олег Трофим и сам Артем Габрелянов, который стал продюсером картины, ожидали собрать в кинотеатрах 1,5 млрд рублей. Но результаты бокс-офиса оказались в пять раз меньше прогноза и вдвое меньше бюджета фильма — он собрал всего 316,4 млн рублей. Зато фильм оценила крупнейшая в мире видеоплатформа Netflix, купив его, по словам Габрелянова-младшего, за рекордную для российского рынка сумму — она составила от $1,5 млн до $2 млн. Прежний рекорд принадлежал российскому сериалу «Эпидемия», проданному Netflix за $1,5 млн.
Forbes рассказывает, зачем издательство Bubble Comics, терпевшее убытки все десять лет своего существования, занялось кинопроизводством и как Габреляновым удалось продать провалившийся в прокате фильм Netflix.
Истории в голове
«Вера — это отсутствие знания. А я знаю, что Bubble станет мейджором (одним из крупнейших в России создателей кино. — Forbes)», — твердо отвечает 34-летний Артем Габрелянов на вопрос журналиста Forbes о том, верит ли он в светлое будущее своей киностудии. Пока на ее счету, помимо полнометражного фильма «Майор Гром: Чумной доктор» с неоднозначными результатами, одна короткометражка по мотивам того же комикса «Майор Гром» издательства Bubble Comics. 316 млн рублей — первый прокатный заработок кинонаправления комикс-империи Габреляновых.
Объясняя свою уверенность в будущем успехе Bubble, отец и сын Арам и Артем Габреляновы в разговорах с Forbes то и дело прибегают к сравнениям своего комикс-бизнеса c Marvel и Netflix. «Netflix убыточный до сих пор, у него долги в сотни миллионов долларов, если не миллиарды», — говорит Артем. «Marvel тоже несколько десятков лет находился в таком подвешенном состоянии: то чуть не разорялся, то снова поднимался», — вторит его риторике Габрелянов-старший.
Комиксы Marvel Артем читал с детства, тогда же стал мечтать снимать кино о супергероях. После школы, впрочем, пошел учиться на журфак в МГУ — по стопам отца, в то время журналиста «Ульяновского комсомольца», а впоследствии — основателя медиахолдинга News Media, куда входят газета «Жизнь», сайты Life.ru, Super.ru, Marker.ru.
Габрелянов-младший начинал журналистскую карьеру внештатным автором глянцевых журналов, а в 2009 году устроился корреспондентом в отдел зарубежных новостей отцовского Lifenews.ru (позднее — Life.ru). Проработал там недолго: уже в 2011-м решил заняться комиксами. «Подумал, что я в любом случае хочу рассказывать истории, которые есть у меня в голове, — вспоминает Габрелянов. — Если я не поступил на режиссера, значит, буду писать комиксы». На отечественном рынке, по его словам, тогда не было ничего, кроме переводных изданий зарубежных комиксов. «В тот момент индустрия [комиксов в России] только зарождалась, — соглашается с ним основатель одного из первых московских магазинов комиксов «Чук и гик» Иван Чернявский. — До этого тоже что-то выпускали, но это были не массовые явления: игроков с регулярным выпуском мейнстримных комиксов не было».
Артем Габрелянов пришел к отцу и попросил у него денег на запуск своего издательства. Тот выделил сыну около $3 млн. «Я тогда в этом ничего не понимал, думал: «Зачем ему это? Лучше пусть журналистикой занимается, — признается в беседе с Forbes Арам Габрелянов. — Но ему это нравилось. Он мне рассказал, как работает Marvel, и расписал план на десять лет. Я в него поверил».
Супергеройская тема
В 2011-м Габрелянов-младший собрал команду из художников и авторов и вместе с ними начал делать юмористический журнал с новостями, статьями и небольшими комиксами с отсылками к реальным событиям. Название журнала и самого издательства придумали очень просто, говорит Габрелянов: «Bubble — с английского «пузырь», а пузырями называют выноски, в которых пишут комиксный текст или речь персонажа». Журнал стал выходить ежемесячно. Первые тиражи составили порядка 10 000 экземпляров. Каждый номер обходился издательству примерно в 300 000 рублей, большая часть которых шла на зарплату художникам. Журнал отдавали на реализацию в киоски, на заправки и в ларьки с прессой.
Каждый выпуск с первых месяцев генерировал убыток в 50 000–60 000 рублей. «Тиражи не росли, а уменьшались», — вспоминает Габрелянов-младший. Он связывает это с наполнением журнала: в нем, например, было «жестковатенькое» интервью с Никитой Джигурдой, юмористический комикс «Брюс Немогущий» про Брюса Уиллиса, который приехал в Россию, чтобы вызволить украденную дочь, но потерял в чужой стране свои суперспособности. «Это была сатира на злободневные темы, но, к сожалению, люди ее не всегда понимали, журнал им не заходил», — говорит Габрелянов. «Юмористический журнал [Bubble] походил на журнал политической карикатуры консервативного толка, нам было не очень интересно такое распространять», — добавляет основатель «Чук и гик» Иван Чернявский.
В 2012 году Bubble «переобулся»: команда создала нескольких персонажей — Майора Грома, Бесобоя, Красную Фурию и Инока — и стала еженедельно выпускать по комиксу с одним из этих героев. «Мы практически полностью ушли от сатиры и переключились на современную супергеройскую тему», — рассказывает Габрелянов. Первые тиражи по 8000 экземпляров, по словам предпринимателя, «уходили влет». «Тогда на волне неожиданности, что кто-то в России начал выпускать комиксы каждый месяц, действительно был большой всплеск интереса к Bubble», — подтверждает его слова Чернявский.