«Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»: фильм о девичестве, взрослении и религиозном поиске
В международный прокат вышел фильм «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» — экранизация одноименного романа американской писательницы Джуди Блум. В центре сюжета — 11-летняя девочка, познающая себя с помощью религии. Помимо классических проблем пубертата, создатели картины рассуждают о кризисе христианства, которое частенько становится камнем преткновения в воспитании американских подростков. Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» — скорее погружение в эпоху, нежели фильм о взрослении.
Сложно поверить, что знаменитый роман писательницы Джуди Блум, вышедший в далеком 1970 году, смог добраться до больших экранов только сейчас. В свое время «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» считался крайне смелым и даже откровенным произведением: автор книги задавала юным читательницам неудобные вопросы о боге, поднимала темы менструации и гормональной перестройки, а местами критиковала консервативное американское воспитание. Неудивительно, что через какое-то время после старта продаж книга исчезла из школьных библиотек и в целом была предана своего рода анафеме. Несмотря на сексуальную революцию 1960-х, во многом еще пуританская Америка 1980-х (во времена президента-консерватора Рональда Рейгана) не была готова вести с подростками интимные разговоры о душе и теле. К счастью, спустя несколько лет «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» вновь появилась на полках книжных магазинов, а в 2010 году и вовсе попала в топ-100 лучших романов для подростков по версии журнала Time.
Тем не менее в течение 49 лет Джуди Блум отклоняла любые предложения о киноадаптации своего произведения. Сердце писательницы смогла тронуть лишь Келли Фремон, постановщица молодежной комедии «Почти семнадцать» с Хэйли Стейнфилд в главных ролях. Вышедший в конце 2016 года фильм также рассказывал историю о подростке. По сюжету старшеклассница пытается справиться с кризисом в семье и первой школьной влюбленностью. «Почти семнадцать», который стал для Фремон дебютом в режиссуре, — пример жанра coming-of-age, фильма о взрослении. Он выделялся на фоне других подобных кинокартин за счет остроумных диалогов и харизмы главной героини. По всей видимости, Блум, как и западные критики, прониклась первой работой Фремон