«Ты должен пахать на людей, и тебе должно нравиться это»: принципы Ирины Хакамады
Предпринимательница и политик делится советами для тех, кто хочет начать свое дело, и рассказывает, чем руководствуется она сама в жизни и работе.
В издательстве «Бомбора» вышла книга Татьяны Акимовой «Sister to sister»: в ней собраны истории 23 предпринимательниц из России, Украины, Беларуси и Казахстана. В каждой главе есть как рассказ о карьерном пути и важных вехах в жизни героини, так и советы и жизненные истории от первого лица. Татьяна Акимова — основательница «Книжной студии», социального проекта Sister to sister для выпускниц детских домов.
Часть книги, посвященная Ирине Хакамаде, называется «Дело чести. История о том, почему нужно забыть о своем опыте, чтобы добиться успеха». Глава начинается с рассказа о непростом детстве и развитии политической карьеры героини. Далее сама Хакамада делится советами для тех, кто хочет построить карьеру, запустить свое дело и что-то поменять в жизни. Например, политик дает чек-лист для начинающих спикеров, а также рассказывает о лайфхаках для преодоления страха неудачи. В тексте есть одноименные названию самой книги вставки — «Sister to sister». Они представляют собой отрывки из диалогов между автором и героиней. С разрешения издательства Forbes Woman публикует наиболее интересные, на наш взгляд, отрывки из главы об Ирине Хакамаде.
***
«Я могу научить других, потому что сама через многое прошла. Я была некрасивой, страшной, косноязычной, нелюбимой, ничего не умела, но я себя сделала. И я готова отдавать себя и свое знание», — всегда честная сама перед собой и другими, Ирина Хакамада оставила свой след в истории России и помогает думающим людям разобраться в себе.
В середине 1990-х журнал Time назвал Ирину Хакамаду политиком XXI века. В 2005 году ее номинировали на Нобелевскую премию мира. Годом раньше Ирина осуществила свою мечту — выдвинула свою кандидатуру на пост президента Российской Федерации. Она всегда на виду, всегда со своей правдой, прямолинейна, категорична, однако ее личная жизнь долгое время была за семью замками.
Яркое пятно в сером планктоне
Детство — та пора, которая оставила в памяти Ирины мало радужных воспоминаний, но закалила ее характер настолько, что и сегодня даже не знакомый с ней человек на расстоянии чувствует ее силу и волю, сразу понимает, что перед ним лидер.
1960—70-е годы. Советское общество не принимало девчонку с азиатской внешностью и японской фамилией. Она была из плоти и крови, рожденная в Москве, но другая. И каждая секунда, каждая минута ее жизни — борьба. Дети могут ранить больнее, чем любой взрослый. Сложно понять, откуда прилетит очередной упрек или едкая фраза. Как восточный воин, она всегда была настороже, всегда готовая дать отпор.
И в семье в основном была предоставлена сама себе. Отец-коммунист, работавший в японском подполье, эмигрировал в Советский Союз во время Второй мировой войны. Здесь японский революционер женился на преподавателе английского языка. В такой транснациональной семье и родилась девочка по имени Ирина, которая спустя много лет сказала не последнее слово в политике России.
А в своей же семье родные люди порой не находили с ней общих слов. Папа был все время занят и на русском не мог полноценно общаться. Мама часто болела.
Сверстники не принимали Ирину в свой круг. И даже летний лагерь не оставлял позитивных эмоций. Скорее наоборот. В одном из своих интервью Ирина вспоминает, как в детском лагере ее обзывали желтой обезьяной и выгоняли из комнаты.
Та ситуация привела ее к нервному срыву.
Ира закрылась, появилось много комплексов. Было время, когда яркая и неординарная брюнетка мечтала о белокурых локонах. Однажды даже просила маму купить ей светлый парик. Но спустя десятилетия поняла, в чем ее уникальность: уже много лет верна своему индивидуальному стилю: лаконичная стрижка, стильные очки.
В 14 лет собрала волю в кулак, решила изменить свою жизнь. И изменения начала с себя, со своей неуверенности. Примерно тогда тоненькая девичья рука выводила в своем дневнике слова неизмеримой силы: «Буду по капле выдавливать из себя раба».