«Сложные проблемы меня вдохновляют»: как Кейт Вонг стала одной из богатейших женщин мира, создав бренд электронных сигарет
Желание помочь отцу — заядлому курильщику подтолкнуло китайскую предпринимательницу к запуску собственного бренда электронных сигарет. За три года ее состояние стало исчисляться миллиардами
Когда 22 января китайская компания-разработчик электронных сигарет RLX Technology совершила IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, котировки ее акций тут же взлетели на 86%. Основательница компании Кейт Вонг буквально за один день стала одной из богатейших женщин Китая с состоянием $9,1 млрд — именно в такую сумму оценивалась ее 20%-ная доля в RLX. Как ей удалось добиться этого всего за три года?
Из Китая в США и обратно
Кейт Вонг родилась и выросла в Сиане, городе в центральной части Китая, где расположены знаменитые древние гробницы, в том числе мавзолей императора Цинь Шихуанди с его знаменитой терракотовой армией. В своих интервью будущая предпринимательница говорит, что была тихим подростком и больше всего любила читать — от учебников по финансам до «Искусства любить» Эриха Фромма. Финансы, впрочем, победили: именно в качестве финансового специалиста Кейт в 2005 году выпустилась из Сианьского университета Цзяотун. После окончания учебы она устроилась менеджером в Procter & Gamble и переехала в 14-миллионный мегаполис Гуанчжоу на юге страны.
Однако там Вонг надолго не задержалась и через три года переехала в Гонконг, где вместе с партнерами открыла небольшую инвестиционную компанию. А в 2011 году она была уже на другом краю Земли — в Нью-Йорке, где получила степень MBA в бизнес-школе Колумбийского университета. «Большое яблоко» произвело на Вонг сильное впечатление. «Я была просто перегружена возможностями, — говорила она впоследствии. — Почувствовала очень большую разницу с Сианем, где темп жизни гораздо медленнее. В Нью-Йорке замедлиться очень трудно. Это сильно изменило мой образ мышления».
С новой нью-йоркской «прошивкой» Вонг вернулась в Китай. Там она проработала сначала год в консалтинговой фирме Bain & Co в Пекине, а затем еще четыре — в китайском такси-сервисе Didi Chuxing, который в 2016 году объединился с конкурентами из местного Uber. Одной из главных задач Вонг было координировать продвижение Uber в 10-миллионном городе Ханчжоу. Это оказалось весьма непростой задачей, поскольку для местного населения такие сервисы были тогда еще непривычны.
«Uber уже был там, но люди об этом не знали. Водители не видели смысла становиться нашими партнерами, так что каждый день я думала о том, как найти к ним подход, — рассказывает Вонг. — Решение таких задач потребовало от меня думать и действовать самостоятельно, на свой страх и риск, что от сотрудников обычно не требуется».