Третий лишний: почему Китаю давно стоило смягчить контроль над рождаемостью
По всей видимости, до конца года китайским супружеским парам разрешат иметь троих детей. Но новая политика вряд ли решит проблемы старения населения и сокращения числа рабочих рук в КНР, считает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Игорь Денисов
Политика планового деторождения, введенная в начале 1970-х годов, уже давно многим в Китае кажется анахронизмом. Тем не менее она не отменяется, а лишь последовательно корректируется. Официально это подается как способность партии адаптироваться к меняющимся условиям. Однако не секрет, что сами эти условия во многом созданы прежними административными мерами. Особенно много претензий высказывается к жесткому курсу «одна семья — один ребенок», который был провозглашен в 1980 году. С 1982 года плановое деторождение стало конституционной нормой, оно четыре раза упоминается в основном законе, причем планирование рождаемости стоит на первом месте среди обязанностей обоих супругов.
Принятие соответствующего закона впереди, но Политбюро ЦК Компартии Китая уже одобрило изменения в политике контроля над рождаемостью.
Ненужная жесткость
Сегодня власти пытаются добиться сбалансированного экономического роста и преодолеть прогрессирующее сокращение трудоспособного населения. Однако критически низкий прирост населения, перекосы в гендерной и возрастной структуре и даже такие социальные проблемы, как эгоизм и инфантилизм поколения «маленьких императоров» — единственных детей в семьях, — во многом связаны с политикой «одна семья — один ребенок».
В отчетах сторонников этого курса утверждается, что в результате в Китае не родилось 400 млн новых граждан, однако на самом деле снижение рождаемости было на 75% связано с естественными социальными факторами: урбанизацией, повышением занятости и уровня образования женщин, ростом среднего класса, который не так связан традиционными идеалами большой многопоколенческой семьи. Эти тенденции столь сильны, что даже разрешение с 2016 года всем парам иметь двоих детей не помогло справиться с демографическими провалами.