«Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой
16 декабря картина «Тупой и еще тупее» братьев Питера и Бобби Фаррелли празднует 30-летие. Вышедшая в первой половине 1990-х комедия отчасти определила десятилетие, которое зажгло персональную звезду Джима Керри — главного комедианта своего поколения. В честь юбилея фильма кинокритик Елена Зархина рассказывает о его создании и значимости для жанра.
О чем этот фильм
Есть такая расхожая шутка, завирусившаяся в сети, что для людей, плохо учивших в школе физику, весь мир полон волшебства. Для главных героев «Тупой и еще тупее», не самых образованных и догадливых друзей Ллойда (Джим Керри) и Гарри (Джефф Дэниелс), мир тоже кажется удивительным и необъяснимым. Благодаря своей же глупости они часто оказываются в самых немыслимых ситуациях: одни напоминают нелепые комедии положений, другие кажутся по-настоящему опасными. Но, руководствуясь негласным принципом про «слабоумие и отвагу», Ллойд и Гарри неизменно выходят целыми и невредимыми из любого жизненного переплета.
Ллойд и Гарри работают водителями, но в разных сферах. Герой Дэниелса занимается перевозкой собак и вложил все свои деньги в «тюнинг» обычного микроавтобуса, который теперь выглядит как гигантская собака. Персонаж Керри водит роскошный лимузин. Однажды на работе он знакомится с очаровательной Мэри (Лорен Холли), в которую тут же влюбляется. Провожая ее в аэропорт, Ллойд замечает, что Мэри оставила в терминале свой кейс. Герой решает, что новая знакомая сделала это по ошибке, забирает кейс и намеревается отыскать Мэри, чтобы вернуть его ей. Но чего Ллойд не учел, так это того, что Мэри оставила вещь намеренно: в кейсе деньги, предназначенные похитителям ее мужа в качестве выкупа.
Вмешавшийся в ситуацию Ллойд спутал все карты. А еще обрек себя и Гарри на поездку через всю Америку в странно микроавтобусе в виде собаки, на хвосте которой уже «сидят» преступники, решившие, что эта парочка — опасные бандиты-конкуренты.
Как создавался фильм
Изначально братья Фаррелли написали другой сценарий со схожим сюжетом про двух друзей-недотеп. Он назывался «Прах к праху». Большую ставку авторы на проект не делали, но им нужен был замысел, с которым они бы могли отправиться покорять Голливуд: знакомиться с продюсерами и репрезентовать себя в качестве авторов. В итоге сценарий был куплен, но не экранизирован. Спустя время Фаррелли вернулись к образу двух недалеких героев, по собственной глупости то и дело оказывавшихся в дурацком положении.
В своей новой редакции старый концепт тоже не шибко понравился студийным боссам — от проекта отказались все голливудские мейджоры, за исключением New Line Cinema. Но и в этой компании произошел разлом мнений. В то время как президент студии Майкл Де Лука заинтересовался проектом, CEO компании Роберт Шэй возненавидел его. Разногласие удалось сгладить компромиссом: Шэй согласился уступить и дать проекту зеленый свет, если Фаррелли сумели бы заманить на главную роль двух очень известных комиков. Режиссеры разослали сценарий всем известным комедиантам того времени, и все они отказались, опасаясь, что подобным фильмом можно только хоронить карьеры, а не запускать их. В их числе были Стив Мартин, Мартин Шорт («Убийства в одном здании») и даже Николас Кейдж, который в начале карьеры часто снимался в комедиях, еще не успев осесть в жанре боевиков.