Триумфальное возвращение 57-го калибра
Когда в середине минувшего десятилетия российский оборонпром познакомил публику с новейшими платформами для боевых машин («Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг»), в центре всеобщего внимания оказался универсальный необитаемый боевой модуль «Бумеранг-БМ», рассчитанный на все типы БМП. Тогда это было новое слово в разработке российских бронемашин, но теперь все чаще говорят о более мощном оснащении перспективной техники.
Дистанционно-управляемые боевые модули (ДУБМ, или, проще, необитаемые башни) нельзя назвать российским ноу-хау: с ними давно экспериментируют конструкторы вооружений в Германии, США, Израиле и многих других странах. Достаточно упомянуть ДУБМ разработки компаний Kongsberg (Норвегия) и Thales (Франция). Эта стабилизированная платформа рассчитана на размещение разных типов вооружения – от тяжелого 12,7-мм пулемета Browning до противотанковых управляемых ракет Javelin и Hellfire и автоматических пушек калибра 20–50 мм. Серийное производство Protector было начато еще в 2001 году, модуль устанавливался на боевые машины (например, на американскую БМП Stryker) в паре десятков стран. Есть и другие разработки подобного рода.
Модульная философия
Идея создания отдельных боевых модулей, которые несут в едином блоке системы вооружений, системы управления огнем и разнообразные сенсоры, на сегодня считается очень перспективной. Подобно авиационной сфере, где постройка планера и изготовление двигателей относятся к разным отраслям, разумно разделять конструирование собственно боевого автомобиля на гусеничном или колесном ходу (с его бронированием, пассивной или активной динамической защитой, противоминной защитой, специальной подвеской) и разработку блока, ответственного за выявление цели, наведение и стрельбу, который будет «бесшовно» монтироваться на разные типы бронемашин.
Первым опытом универсального ДУБМ, который мог бы устанавливаться на новые и модернизируемые бронемашины, можно назвать модуль «Бахча/Бахча-У», разработанный тульским КБ приборостроения, одной из главных российских артиллерийских кузниц (ныне входит в холдинг «Высокоточные системы»).
В состав вооружения модуля включается 100-мм пушка, которая способна выпускать не только обычные снаряды, но и управляемые ракеты «Аркан», а также автоматическая 30-мм пушка и пулемет ПКТ. Кроме того, в «Бахче» смонтирована система управления огнем и система стабилизации в двух плоскостях, что дает возможность вести прицельный огонь на ходу. Здесь же оборудован комплекс наблюдения и наведения на цель: тепловизор, прицел ночного видения, лазерный дальномер и автомат сопровождения цели. В настоящее время «Бахча-У» устанавливается на принятую на вооружение боевую машину БМД-4М и модифицированную БМП-3. Однако при всех новациях «Бахча» остается обитаемой башней с местом для стрелка, хотя шаг к «беспилотности» в ней уже сделан. Все управление модулем дублируется на командирском месте, размещаемом внутри корпуса БМД.
«Бесчеловечные» новшества
Главной причиной того, что мировая, а затем и российская конструкторская мысль обратилась к безэкипажным модулям, стало желание сохранить жизни бойцов: место стрелка слишком уязвимо даже в башенке типа «Бахча-У». Иностранный опыт показал, что, перенеся пост управления системами вооружения и целеуказания внутрь хорошо защищенного корпуса боевой машины, можно серьезно сократить потери личного состава. Кроме того, «безлюдная» конфигурация дает конструкторам больше свободы для размещения в башенке необходимого оборудования и позволяет сделать весь узел более легким и компактным. Поэтому следующим шагом тульского КБ стал необитаемый «Бумеранг-БМ».