Почему рубль не резервная валюта
На практике, при всей блестящей теоретической подготовке глав российского Минфина и Центробанка, которую те демонстрировали на недавнем Гайдаровском форуме, россиян будет ждать подготовка к очередному кризису: накопление резервов, повышение налогов и ужесточение регулирования
В США официально сменился президент. Член Демократической партии Джо Байден в среду принес присягу и вступил в должность. Впрочем, о первоочередных экономических мерах, которые новый американский президент намерен предпринять в первые дни своего правления, он объявил еще на прошлой неделе. Новый пакет стимулов, призванный ускорить восстановление экономики США, совсем немного недотягивает до двух триллионов долларов. Причем, в отличие от принятого в декабре пакета стоимостью 900 миллиардов, за который Дональд Трамп бился с Конгрессом несколько месяцев, у этого плана есть все шансы быстро получить одобрение законодателей. Поскольку после довыборов в Сенат демократы получили контроль над обеими палатами Конгресса.
Больше половины заявленной суммы — ровно триллион долларов — демократы намерены направить на поддержку населения. Каждый американец должен получить чек на 1400 долларов, чтобы вместе с утвержденными в декабре 600 долларами на человека общая сумма составила 2000. Кроме того, минимальный размер почасовой оплаты труда предлагается повысить сразу вдвое — с нынешних 7,25 доллара до 15 долларов.
Откуда возьмутся эти деньги при рекордном бюджетном дефиците и перевалившем за 100% ВВП госдолге, никто особенно и не скрывает. Федеральное казначейство выпустит облигации, а Федеральный резерв большую их часть выкупит. Проще говоря, дополнительные госрасходы будут покрыты за счет печатного станка.
Это станет апогеем «нетрадиционной» денежно-кредитной политики, которая более 10 лет назад начиналась с таких «краткосрочных» и «экстраординарных» мер, как политика нулевых, а позже и отрицательных ставок и первых программ «количественного смягчения». Сейчас эта нетрадиционная политика практически во всех развитых странах стала нормой. Ведь нельзя сказать, что Байден пытается сделать то, что до него никто никогда не делал. Стоит напомнить, что в марте прошлого года Конгресс одобрил антикризисный пакет Трампа на 2,2 триллиона долларов, а в мае увеличил его еще почти на полтриллиона. И все это не сильно выбивается из тех мер, которые принимались в других развитых экономиках.