Ненавижу, но смотрю: как Дональд Трамп стал самым известным человеком в мире (колонка Esquire)
Последние два месяца не назвать удачными для Трампа: он проиграл президентскую гонку, а также стал первым американским президентом, которому объявили два импичмента. Пока медиа спорят, последуют ли за этим уголовные дела против самого неоднозначного лидера в истории Америки — или даже реальный уголовный срок, — американист, журналист и постоянный автор Esquire Андрей Рывкин рассуждает, как масштаб личности Трампа стал намного больше должности президента США.
В 2016 году, за считаные часы до открытия избирательных участков, Трамп внезапно выступил на митинге в штате Мичигане в час ночи.
“Вы когда-нибудь видели митинг в час ночи?” — спросил Трамп у своих ликующих избирателей. Подобного в США не делал никто. Этот яркий и непредсказуемый шаг обеспечил ему победу в этом ключевом штате — победу, которая оказалась решающей в войне за президентское кресло.
Media Value — денежная стоимость бесплатного медийного освещения персоны или бренда — Трампа была беспрецедентной. Согласно данным MediaQuant, в 2015-2016 годах г-н Трамп получил бесплатной рекламы примерно на $10 миллиардов. Это больше, чем рекламные бюджеты всех его соперников в предвыборной гонке, вместе взятых, и в десятки раз больше, чем в рамках кампании Трампа потратили на рекламу. Все потому, что Трамп родился не в коридорах сената или скучных кабинетах министерств и региональных парламентов — он появился на свет в телевизоре и никуда оттуда не уходил.
Трамп не был политиком — можно даже говорить, что и после избрания президентом он оставался телевизионной звездой в кресле президента, а не президентом в объективе медиа.
Он далеко не первый селебрити-политик: до него Голливуд подарил миру президента Рейгана, губернатора Шварценеггера и сенатора Эла Фрэнкена, но Трамп стоит особняком, как человек, которому удалось конвертировать медийное внимание в политическую силу невиданной доселе мощи.
Многие политтехнологи считают, что именно Трамп совершил радикальный прорыв в политических кампаниях (разумеется, в демократических странах). Использование big data для лучшего таргетинга своей аудитории, четкие и понятные образы (как знаменитая красная кепка), короткие запоминающиеся слоганы — он фактически написал учебник по тому, как нужно вести политическую кампанию в начале XXI века.
Дональд Трамп никогда не был в верхних строчках топов богатейших людей в США — его состояние ничтожно по сравнению с состоянием Уоррена Баффета, Билла Гейтса и, разумеется, Илона Маска. Но Трамп сумел стать знаменитым богачом. Задолго до инфлюенсеров из инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) его стиль жизни кричал об американской мечте: золотой пентхаус, золотой частный самолет, жены — все сплошь модели, гольф, поместье во Флориде и так далее. Он был известен своим богатством, даже не смотря на то, что, судя по налоговым декларациям, был далек от заветных девяти нулей, отличающих миллиардеров от всех остальных.