Три мифа о детской агрессии
Ваш ребенок собирается в детский сад или в школу, где ему предстоит взаимодействовать со сверстниками в разных, иногда конфликтных ситуациях. И задача родителей — помочь ребенку избежать вражды и научиться договариваться. Психолог Анна Корниенко в книге «Детская агрессия» разбирает установки, которые мешают родителям скорректировать агрессивное поведение своих детей.
Миф 1. Пусть дети сами разбираются
Среди многих родителей распространено мнение, что дети, повздорив или подравшись, должны сами разбираться в случившемся. Действительно, важно, чтобы ребенок сам научился разрешать свои конфликты с ровесниками. Это касается и тех детей, которые пойдут в детский сад, и тех, кто уже ходит в школу. Но сначала необходимо его этому научить. Дети не рождаются со способностью к конфликтной коммуникации, их врожденная реакция — либо дать в лоб, либо заплакать, либо убежать от греха подальше. Конструктивным способам взаимодействия — договориться, поменяться, играть по очереди — ребенка хорошо бы научить. И тогда он сможет сам разрешить непростую ситуацию. Давайте разберем мирные способы взаимодействия.
1. Поменяться игрушками
Этому навыку ребенка можно учить с самого маленького возраста — с момента выхода на детскую площадку. Сколько бы у ребенка ни было игрушек, чужая — всегда самая желанная. Этот принцип не удалось изменить еще ни одной маме, и вряд ли удастся в будущем. Зато им можно умело пользоваться: приносите на площадку свои игрушки и, когда ваш ребенок возжелает поиграть во что-то чужое, смело предлагайте обмен.
Правда, существует один подвох: на разных детских площадках разные правила. Например, родители могут считать, что все игрушки, принесенные из дома, становятся общей собственностью. И обучение обмену там не приветствуется. Лучше выяснить это заранее.
С какими трудностями вы столкнетесь? Во-первых, не стоит ожидать от ребенка моментального усвоения навыка. Вам потребуется много раз повторять одно и то же. Так что наберитесь терпения. Но даже после того, как ваш ребенок уже научится меняться, вы регулярно будете сталкиваться с другими детьми, не готовыми идти на обмен. Либо их не научили такому способу, либо они не хотят отдавать свою игрушку.
Объясните этот важный момент своему ребенку: никто не обязан делиться своими игрушками. И это никакая не жадность — вы же не делитесь своими платьями с подругой и не даете ей поводить свою машину. Скажите: «Видишь, этот мальчик так любит свою машину, что не готов ее отдавать. У тебя же тоже есть любимая вещь — и мы ее никому не даем». Научившись меняться, ребенок научится также ценить чужую собственность, как, впрочем, и свою.
2. Играть по очереди
После того как освоено умение обмениваться игрушками, можно познакомить ребенка с понятием очередности. Ведь на площадке существуют общие зоны для игр — это горки, качели, лестницы. И ребенку придется делить их с другими. Именно придется — хочешь не хочешь, таковы правила.
Ребенок будет сопротивляться — предложите ему такой порядок: «Я считаю до десяти — качаешься на качелях ты, а потом еще десять счетов качается твой друг. И так можно меняться несколько раз».
Особенно стоит быть аккуратным с трехлеткой, потому что для него настоять на своем — это дело принципа, важное умение в этом возрасте. У меня с собой на прогулке с моим трехлетним сынишкой всегда в кармане была игрушка, которую ребенок лучше слушался, чем меня. Ведь гораздо интереснее что-то делать, когда тебя зовет любимый крокодильчик, а не мама.
3. Договориться
Это уже умение для пятилеток. Когда они начинают играть друг с другом в ролевые игры: ты пират, а я бандит, — им нужно устанавливать совместные правила игры. Тут и пригодится умение договариваться друг с другом. Важно, чтобы ребенок понимал ценность и важность правил в игре. Этому можно научить его дома, играя с ним в соревновательные игры.