«Трава, сухостой, бурелом»: почему регулярно горит Курганская область
На пожарах в Курганской области в мае погиб 21 человек, в населенных пунктах сгорело более 500 домов. Больше всего пострадали село Юлдус, где выгорело 228 из 380 домов и микрорайон Кургана Смолино — там огонь уничтожил 240 из 249 домов. О том, почему пожары в области стали такими масштабными, как оказывается помощь пострадавшим и по каким причинам не работает страхование — в репортаже Forbes из Курганской области
На выезде из Кургана почти сразу за рекой Тобол справа и слева от оживленной трассы черная выжженная земля. Как в хрониках Второй мировой войны — от деревенских домов остались одни кирпичные печи с трубами и квадраты фундамента. Прямо на трассе два сгоревших строительных рынка, металлические каркасы бывшего шиномонтажа и магазинчика. При этом тут же рядом с покрытой сажей землей чистенькие размеченные велодорожки. Это не деревня в таежной глуши, а жилые районы в черте областного центра — города Кургана. Здесь даже леса-то нет — так, небольшие рощицы, да кустарники. И трава.
Сгорело все, кроме церкви
Воскресенье, 14 мая. Перед домом правления СНТ «Нива» собрание жителей. «Давайте решать — строиться будем?», — открывает прения председатель. По словам стоящего рядом со мной мужчины, в СНТ полностью сгорело около половины домов. На его улице почти все. У него самого на участке 6,6 соток превратился в пепелище крепкий двухэтажный дачный дом, в котором теща с внуками жила каждое лето. Как и большинство здесь, погорелец планирует строить на участке новый дом. Но сначала необходимо восстановить инфраструктуру — в «Ниве» сгорели деревянные электрические столбы и пластиковый водопровод. «Говорил же вам — закапывайте трубы! У кого были закопаны, сохранились, — машет рукой председатель. — Ладно, чего уж делать… Итак, завод-изготовитель дает нам как пострадавшим скидку. Но деньги все равно сейчас надо собрать».
Через дорогу от «Нивы» располагается СНТ «Автомобилист». В единственном уцелевшем домике на краю садового товарищества полиция принимает у жителей заявления с описанием ущерба.
У женщины с соседнего участка сгоревший двухэтажный дом и остальное имущество, согласно заявленному в описи полиции, оценивается в 3 млн рублей. «Страховалась — каждый год платила 10 000 рублей, — говорит она. — А в этом году не успела продлить страховку». Ее дом сгорел 7 мая, сейчас она с мужем и двумя детьми снимает квартиру в Кургане.
Хоть поселок считается дачным, большинство проживало здесь постоянно, у многих жилье в СНТ было единственным. Теперь приютиться некоторые даже у родителей или детей не могут: дома родственники строили рядом — эти строения и сгорели все разом. Пострадали не только СНТ — в огне полностью погиб микрорайон Кургана Смолино. От 250 частных домов осталось меньше десятка. «Там сохранилась церковь и дом нашего преступного авторитета — местного «положенца». Ему буквально за три дня до пожара суд 10 лет дал», — рассказывает Forbes один из курганских предпринимателей.
Ни здание самой церкви современной постройки, ни ее территория с иными строениями в Смолино вообще не пострадали. При том, что и справа, и слева дома полностью сгорели. «Да никакого чуда, — объясняет местный житель. — Там пожарные стояли и поливали». Судя по всему, дом авторитета так же попал в категорию особо охраняемых государством. В Смолино, в котором по одной из версий жил сосланный декабрист Вильгельм Кюхельбекер, были и исторические здания. «Это дом самого купца Смолина», — поясняет человек, разгребающий оплавившийся металл возле стен из красного кирпича. На самом деле, знаменитый курганский промышленник и меценат Дмитрий Смолин здесь никогда не проживал. Но двухэтажный дом, точнее, его остатки действительно выглядят старинными — возможно, он принадлежал какому-то другому купцу.
Смолино сгорело 7 мая. За неделю, к 14 мая, погорельцы уже чуть успокоились, город оперативно восстановил электросеть. Видимо, отловили потерявшихся собак и кошек — корреспондент Forbes бродячих животных не заметил. При содействии волонтеров расчищены завалы на участках. Сохранившийся металл крыш, заборов и каркасов построек аккуратно сложен для сдачи в металлолом. Но на большинстве участков хозяева продолжают инвентаризацию оставшегося. У одной пенсионерки в погребе сохранились банки с солениями — ее сын загружает их в багажник машины. На заднем дворе церкви женщины сортирует привезенные населением вещи в коробки с надписями «обувь детская», «блузки женские» и т.п. Как выяснилось, женщины-волонтеры — это сотрудницы городской администрации. А крепкие мужчины, помогающие местным очищать участки, оказались сотрудниками управления спорта и подведомственных спортивных организаций. По словам присутствующего тут же представителя пресс-службы администрации города Кургана, все они «самоорганизовавшиеся добровольцы».
На территории церкви установлен шатер с бесплатным питанием. И тут же большая палатка со столиками представителей МВД, соцзащиты, Росреестра. Здесь принимают заявления на восстановление сгоревших паспортов, сведения об утраченном имуществе, решают вопрос с необходимой помощью.