Токсичность в коллективе: как распознать и обезвредить
Начальник, проверяющий каждую запятую в отчетах подчиненных, коллеги, которые распускают сплетни, выливают на окружающих нескончаемые потоки негатива или всеми правдами и неправдами выпрашивают «пряник»-похвалу… Какие они — токсичные сотрудники, как их распознать и вовремя «обезвредить»? Рассказывает коуч Ольга Старцева.
Никто из нас не застрахован от эмоциональных взлетов и падений. Однако важно, чтобы эмоции оставались за порогом офиса и не мешали результативности.
Сегодня многие говорят о токсичности. Действительно, по аналогии с ядом, отравляющим воздух, встречаются люди, способные портить здоровую атмосферу в коллективе.
Токсичность проявляется не только на работе: такой человек может быть членом вашей семьи, другом, соседом или просто знакомым. Но если в повседневной жизни вы можете выбрать не общаться с ним, то на работе избежать взаимодействия невозможно.
Исследователи из Гарвардской школы бизнеса в 2015 году подсчитали, что компания, отказав токсичному работнику еще на этапе собеседования, может сэкономить около 12 500 долларов США1. Однако при найме сотрудника учесть абсолютно все факторы невозможно. В первую очередь тестируются профессиональные навыки, а личные качества зачастую оцениваются поверхностно. Кроме того, с первого взгляда трудно понять, «совместим» ли соискатель с будущими коллегами.
Чтобы распознать «подрывника» в офисе и быстрее оградить себя и коллектив от его дурного влияния, следует знать основные типы токсичных сотрудников.
1Помешанный на контроле (control freak)
Он все за всеми перепроверяет, не упускает ни одной даже самой незначительной детали. Считает, что никто лучше него не знает, как сделать правильно, и обязательно сообщает об этом всем вокруг. Он навешивает на окружающих ярлыки некомпетентности и преподносит свою точку зрения как единственно верную. Такой человек не слышит других, не уважает их право высказывать идеи.
Чем это грозит?
Ситуация усугубляется, если такой человек руководит командой. Представьте себе менеджера, который ни в чем не полагается на своих подчиненных. Для сотрудников такой тип руководства — существенный демотиватор.
Такие начальники воспринимают подчиненных как людей, которые справляются только с краткосрочными задачами и небольшими поручениями. Это не то, чего современные компании ждут от руководителей: младшие сотрудники должны становиться лидерами, в перспективе им нужно уметь предлагать алгоритмы решения проблем, выполнять разные функции. Специалисты понимают это и, сталкиваясь с чрезмерным контролем, стремятся покинуть отдел или даже организацию.
К сожалению, данную черту характера невозможно исправить. Лучшим советом сотруднику, столкнувшемуся с руководителем — «маньяком контроля», будет рассказать о происходящем вышестоящему начальству или менеджеру отдела персонала.
Если вы менеджер
Жажду контроля можно направить в верное русло. Такой работник может искренне хотеть успеха для команды, и тогда стоит только показать ему, что он не одинок в своих стремлениях. Может помочь и более четкое разделение зон ответственности между подчиненными.