Лимит в €200: чем обернется снижение пошлины на интернет-покупки
1 января порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов снизился с €500 до €200. «РБК Стиль» рассказывает, как теперь совершать покупки и что будет дальше.
Как было раньше
В 1993 году был принят первый Таможенный кодекс РФ, в соответствии с которым председатель правительства Виктор Черномырдин подписал постановление «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности». Согласно нему, россияне могли получать из-за границы любые товары общей стоимостью до $200 (при среднегодовом курсе 2203 руб. за $1), а в случае превышения лимита были обязаны заплатить 60% от всей стоимости посылки.
1 августа 1996 года порог беспошлинного ввоза снизился до $100 (при среднегодовом курсе 5124 руб. за $1), а размер самой пошлины — до 30-50%. С 2003 по 2010 годы физические лица могли сделать заказ без переплаты на сумму до 10 тыс. руб. в неделю, а с середины 2010 по конец 2018 года — до €1 тыс. в месяц. За превышение лимита нужно было заплатить 30% от общей стоимости посылки, а за перевес сверх 31 кг — $4 за каждый дополнительный кг.
В 2018 году в силу вступил Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, регулирующий перемещение товаров через таможенную границу Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. С 1 января 2019 года по решению Совета Евразийской экономической комиссии порог беспошлинного ввоза товаров из-за границы снизился с €1 тыс. до €500 в месяц. Такое положение действовало всего год: с 1 января 2020-го россияне обязаны платить налог в 15% за все заказы дороже €200, а за превышение нормы в 31 кг — €2 за каждый дополнительный кг.
Зачем это нужно
Одним из первых с инициативой о снижении порога беспошлинного ввоза с €1 тыс. до нескольких сотен евро в 2013 году выступил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Его поддержала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая объединяет и защищает интересы таких российских ретейлеров, как Wildberries, Lamoda, StreetBeet, «Спортмастер» и Ozon. Тогдашний президент ассоциации Сергей Румянцев заявлял, что регулирование поможет обеспечить «равные условия для участников рынка», ведь торговые площадки внутри страны платят НДС, а значит, не могут продавать свой товар дешевле заграничных интернет-магазинов и поэтому теряют клиентов.
Кроме того, Сергей Румянцев отметил, что изменения в законодательстве поспособствуют искоренению «незаконного предпринимательства» в России. «Это когда до 40% трансграничной торговли ведется компаниями под видом частных лиц и перепродается потом в интернете, на рынках, даже в магазинах, — объяснял президент АКИТ. — Естественно, с помощью [этих мер] не удастся справиться с нелегалами, но по крайней мере большая часть того, что ввозится, попадает под мониторинг и ситуация будет более контролируемая». Тогда, как и еще в течение нескольких лет, инициатива не нашла поддержки у правительства, в частности из-за трудностей с взиманием пошлины. Ее требовалось платить через отделения Федеральной таможенной службы, что доставляло неудобства гражданам.
Внесению поправок в закон во многом поспособствовала соосновательница российского интернет-магазина Aizel.ru Айсель Трудел. Об этом она рассказала во время дискуссии «Реформа российской индустрии моды: экономический потенциал на внутреннем и внешнем рынках», которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2019 года. «Я четыре года пыталась пролоббировать изменение закона по уменьшению экспортного порога беспошлинного ввоза в Россию. Я была у всех руководителей, которые раньше занимались этим. Только благодаря [министру финансов] Силуанову и [министру промышленности и торговли] Мантурову это случилось. Они опустили беспошлинный ввоз: с 1 января этого года стало 500 [евро] с 1 тыс. [евро], а со следующего года будет 200 [евро]. Может быть, в рамках большой страны это не является большим изменением, но для ретейлеров это глоток воздуха».
На паблик-токе «Есть ли мода в России?», прошедшем на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в октябре, Айсель Трудел, которая, по ее собственному признанию, после дискуссии на ПМЭФ столкнулась с упреками общественности, объяснила важность принятия поправок: «[…] я считаю, что, если мы с вами живем в России, мы должны стремиться к тому, чтобы экономика этой России развивалась. Я считаю, что мы должны делать так, чтобы наш бизнес приносил деньги. Я не хочу, чтобы закрывался мой бизнес и бизнес моих коллег по рынку — журналов, изданий, издательств — только потому, что иностранные интернет-магазины могут продавать в Россию и, нарушая при этом закон, занижая при этом инвойсные цены и минуя границу, уводить деньги из этой страны. Вы не хотите, чтобы Россия развивалась? Вы не хотите, чтобы экономика этой страны становилась сильнее? Я хочу. Потому что я здесь живу, я здесь работаю, и я думаю, что я здесь умру. А за счет чего мы должны выживать? За счет чего мы будем платить рекламу, а журналисты, которые меня часто упрекают, за счет чего будут получать зарплату? […] Многие [российские] представительства иностранных компаний — будь то Prada, будь то Gucci, сталкивались с такими же проблемами, с которыми сталкивались мы. Цены в российских магазинах и в магазинах иностранных представительств отличались. Потому что, когда, минуя границу, товар переходил через Россию, они не платили налоги. Я считаю, что