Академия / Трикотаж
Шерстяная география
Когда на улице мороз, утепляться приходится всем. Одни выбирают тонкий пуловер из кашемира, другие – массивный свитер. В поисках вещи, которая подойдет именно вам, The Rake приглашает в кругосветное путешествие.
Рыбацкий свитер Эрнеста Хэмингуэя, водолазка Боба Дилана, кардиган Анри Матисса и тельняшка Пабло Пикассо – вещи из трикотажа ассоциируются с творческими профессиями. Может, потому их и недолюбливают в формальной среде. Мягкость и эластичность свитера полностью противоположна собранности и структурности пиджака. Но мороз уравнивает «деловых» и «богемных бездельников»: утепляться приходится всем. Чтобы отыскать идеальную трикотажную модель, сначала следует определиться с материалом. Хлопок пима, овечья шерсть (в том числе мериносовая), альпака, кашемир, викунья меньше, чем любые смеси с синтетикой, сваливаются и могут служить десяток лет. С другой стороны, они требуют и более тщательного ухода. Не забывайте о маркировках ткани: к примеру, 2-ply и выше у кашемира говорит, по аналогии с шерстью, что одна нить свитера скручена из нескольких (какая цифра перед «-ply», столько и нитей), а значит, вещь будет более ноской и долговечной.
Качественные трикотажные вещи либо вяжут целиком вручную, либо сшивают машинным способом. Но не оверлочным швом, как на бюджетных моделях, а плоским – такая технология называется fully fashioned. Определить ее можно по рельефным стежкам на воротнике, пройме и боковых/плечевых швах и отсуствию изнутри «оверлочных» утолщений. Пуговицы на трикотаже высокого качества тоже будут натуральными – из перламутра, рога, ореха корозо или полусферы, обтянутые кожей.
Язык узоров на аранских свитерах напрямую был связан с работой владельцев этих вещей – рыбаков
Начнем поиск идеальной вещи в Ирландии, а точнее, на архипелаге Аран. Аранские свитеры и джемперы известны на весь мир благодаря характерной вязке – в них буквально переплетаются канато образные, ромбовидные и похожие на соты узоры. Язык этих узоров напрямую был связан с работой владельцев этих вещей – ирландских рыбаков. Их жены составляли «семейный» орнамент подобно шотландскому тартану: здесь зигзаг символизировал радости и горести супружеской жизни (а заодно и скалистые утесы островов), соты обозначали свойственную носителю хозяйственность, а ромбы – поля, огороженные каменными стенами, которыми владела семья. История о том, что утонувших моряков опознавали по свитерам – скорее всего, выдумка, но как минимум один прецедент описан в 1904 году в пьесе Джона М. Синга «Скачущие к морю». Зато чистая правда то, что в Америке аранские джемперы вошли в моду после избрания в 1961 году президентом ирландского католика Джона Ф. Кеннеди, который был их большим поклонником.
Поклонники трикотажа ценят вещи расположенной на аранском острове Инишман мануфактуры Inis Meáin. Основатель марки Тарлак де Блакам с 1976 года и по сей день ее креативный и управляющий директор. Особенно хороши «пабовые пиджаки» Inis Meáin – вязаные кардиганы с лацканами, передними карманами и пуговицами из натурального рога. Цвета пряжи, которую использует марка, обычно очень скромные (черный, синий, коричневый, бежевый), но бывают и неожиданные решения вроде переплетенных нитей зеленого и фиолетового цветов. И даже в этом есть символичность, ведь травянистые холмы и заросли вереска – неотъемлемые детали ирландского пейзажа. Ну а кремовый цвет самых традиционных моделей, прославленных фолк-квартетом The