Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдерСтиль жизни

На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться на Северный полюс с высоты 10,5 км? И что для этого нужно?

Текст: Савва Сафонов. Фото: Денис Ефремов

С Денисом Ефремовым мы знакомы давно: это человек, который профессионально запускает в стратосферу воздушные шары с оборудованием и мечтает прыгнуть с парашютом с высоты 25 км. Ну а для разминки Денис с товарищами совершил прыжок с 10,5 км. Правда, не с воздушного шара, а с борта Ил-76. Зато не куда-нибудь, а в окрестности Северного полюса – на российскую базу «Барнео», которую ежегодно устраивают на дрейфующей льдине. В тот момент база находилась на 89 градусах северной широты – за один градус от макушки Земли. И кстати, в районе полюсов стратосфера начинается с высоты 8–10 км – это минимальное значение. Так что прыжок был вполне стратосферным.

Базу «Барнео» с ВПП для Ан-72 каждый год устраивают на дрейфующей льдине, но в этом апреле трещина сделала невозможной посадку самолетов.

Снаряжение стратонавта

Чтобы прыгать с такой высоты, необходимо кислородное оборудование: баллон и маска. Дышать чистым кислородом надо начинать примерно за час до полета, чтобы успеть вывести из крови азот и избежать кессонной болезни.

Температура в стратосфере ожидалась на уровне –55 °С. Поэтому Денис Ефремов надел флисовое спелеологическое термобелье, комбинезон с синтетическим утеплителем от сухого костюма для дайвинга, а сверху – непродуваемый сноубордический комбинезон. Кроме того, не замерзнуть помогали оснащенные электроподогревом стельки и перчатки. Был подогрев и у маски, иначе она бы покрылась инеем.

Базу «Барнео» с ВПП для Ан-72 каждый год устраивают на дрейфующей льдине, но в этом апреле трещина сделала невозможной посадку самолетов.

Из приборов Денис взял с собой высотомеры – на всякий случай надел на руку несколько штук: вдруг они не смогут корректно работать на такой высоте и при столь низкой температуре? Критическим моментом для настройки оборудования стала разгерметизация грузового отсека самолета: требовалось контролировать включение страхующего прибора и высотомера, чтобы устройства показывали верные цифры, а парашют не раскрылся прямо в самолете.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении