На полюс из стратосферы
Каково это — десантироваться на Северный полюс с высоты 10,5 км? И что для этого нужно?
![](https://cs.kiozk.ru/content/1ko/zad/g0k/nu05qnpl6m1iteluynuija7/art/97980/ikrsiwsz.jpg?v=1&temp_url_sig=BVeOXC7jNdNQ_ys3jI4uQQ&temp_url_expires=1719317975)
С Денисом Ефремовым мы знакомы давно: это человек, который профессионально запускает в стратосферу воздушные шары с оборудованием и мечтает прыгнуть с парашютом с высоты 25 км. Ну а для разминки Денис с товарищами совершил прыжок с 10,5 км. Правда, не с воздушного шара, а с борта Ил-76. Зато не куда-нибудь, а в окрестности Северного полюса – на российскую базу «Барнео», которую ежегодно устраивают на дрейфующей льдине. В тот момент база находилась на 89 градусах северной широты – за один градус от макушки Земли. И кстати, в районе полюсов стратосфера начинается с высоты 8–10 км – это минимальное значение. Так что прыжок был вполне стратосферным.
![](https://cs.kiozk.ru/content/1ko/zad/g0k/nu05qnpl6m1iteluynuija7/art/97980/fkzkt9lm.jpg?v=1&temp_url_sig=x31VenRiW30Ipka_RaBNOg&temp_url_expires=1719317975)
Снаряжение стратонавта
Чтобы прыгать с такой высоты, необходимо кислородное оборудование: баллон и маска. Дышать чистым кислородом надо начинать примерно за час до полета, чтобы успеть вывести из крови азот и избежать кессонной болезни.
Температура в стратосфере ожидалась на уровне –55 °С. Поэтому Денис Ефремов надел флисовое спелеологическое термобелье, комбинезон с синтетическим утеплителем от сухого костюма для дайвинга, а сверху – непродуваемый сноубордический комбинезон. Кроме того, не замерзнуть помогали оснащенные электроподогревом стельки и перчатки. Был подогрев и у маски, иначе она бы покрылась инеем.
![](https://cs.kiozk.ru/content/1ko/zad/g0k/nu05qnpl6m1iteluynuija7/art/97980/owkhjydw.jpg?v=1&temp_url_sig=0WIhPHsOihrpuHhE_ozkqg&temp_url_expires=1719317975)
Из приборов Денис взял с собой высотомеры – на всякий случай надел на руку несколько штук: вдруг они не смогут корректно работать на такой высоте и при столь низкой температуре? Критическим моментом для настройки оборудования стала разгерметизация грузового отсека самолета: требовалось контролировать включение страхующего прибора и высотомера, чтобы устройства показывали верные цифры, а парашют не раскрылся прямо в самолете.