Тед Банди и компания: 6 художественных сериалов о маньяках
Одним из самых популярных жанров на ТВ являются истории о поимке серийных убийц. С годами отношение к этому сюжету меняется, и на первый план выходят самые разные темы — от представления о «банальности зла» до стремления не делать из убийцы интересного персонажа. На нескольких примерах Esquire показывает, как по-разному телевидение преподносит публике серийных убийц в художественных сериалах.
«Джек Потрошитель» (Jack the Ripper, ITV, 1988)
Трехчасовой телефильм о том, как в 1888 году инспектор Скотленд-Ярда Аберлайн ловил самого знаменитого викторианского маньяка, англичане сняли аккурат к столетию изображаемых событий, будто хотели в который раз проработать травму — ведь в действительности Потрошитель так никогда и не был пойман. В британском кино на тот момент прижилась традиция, согласно которой Потрошителя находил самый знаменитый викторианский сыщик — Шерлок Холмс. При этом нити преступления вели на самый верх, к члену королевской семьи и столпам общества, вовлеченным в масонский заговор. Новая постановка тоже отдала дань этой версии, но в ней круг подозреваемых расширился и затронул представителей всех сословий. Завязавший ради поимки Джека с алкоголем Фредерик Аберлайн в исполнении ехидного Майкла Кейна не дает спуску никому. Он следит за сутенерами из Уайтчепела, чьих подопечных Джек кромсает на куски, наведывается в театр на модную пьесу о докторе Джекилле и мистере Хайде, где лицедей из Америки прямо на сцене перевоплощается в монстра. Он консультируется с медиумом королевы, которому преступления являются в видениях, указывающих на двуликого убийцу. И, что гораздо важнее, он приходит с вопросами к придворному психиатру, сэру Уильяму Галлу. Тот подтверждает, что у психопата может быть несколько личин, а значит, убийцей запросто может оказаться уважаемый член общества, которого никто не заподозрит. Для зрителя, не знакомого с классической британской рипперианой, раскрытие личности Потрошителя в этой телепостановке может оказаться довольно шокирующим.
«Риллингтон Плейс» (Rillington Place, 2016, BBC One, more.tv)
Основанный на реальных событиях сериал о «газовом маньяке» Джоне Кристи, который в 1940-е годы травил своих жертв газом, насиловал и убивал, а потом прятал тела в подпол собственного дома или закапывал в саду. Благо этих изуверств в кадре нет. Как нет и детективного расследования: лондонская полиция практически саботировала дознание и сбор улик, из-за чего вместо Кристи в 1950-м за убийство своих жены и дочери был повешен невиновный Тимоти Эванс. Сериал рассказывает историю знакомства четы Кристи с поселившимися в их доме молодоженами Эвансами и сообщает зрителю простую мысль: Кристи так долго ухитрялся избегать наказания, потому что выглядел как добропорядочный гражданин — тихий очкарик в шляпе. Какое-то время он даже служил в полиции, новым знакомым представлялся доктором и не вызывал ни у кого подозрений. Актер Тим Рот делает Кристи зловещим и опасным пауком, терпеливо подстерегающим жертв. Саманта Мортон появляется в сериале в роли его жены, которая догадывалась, за какое чудовище вышла замуж, но предпочитала молчать. Получилась мрачная драма с тягучей и давящей атмосферой, точно передающей ощущение ужаса, который сгущается