Театры по всему миру открывают доступ к бесплатным онлайн-трансляциям

СНОБКультура

Театр на карантине. Новая digital-эпоха или перезагрузка

Дарья Андреева (dear.editor@snob.ru)

86a416e85bbde00ccbfc299e2c6b6a06ad97ac0c35471b6684b968c910a237c7.jpg
Театр на Таганке. Онлайн-показ фрагмента спектакля «Добрый человек из Сезуана» Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Театры по всему миру открывают доступ к бесплатным онлайн-трансляциям. Ежедневно зрители могут выбирать, где они «проведут вечер»: в нью-йоркской Метрополитен-опере, берлинском «Шаубюне», в брянском ТЮЗе или в компании «фоменок». Массовый выход театров в онлайн рождает множество вопросов о будущем сцены. «Сноб» решил проанализировать основные тенденции текущего момента и тоже попытаться предугадать, что ждет театр, когда карантин наконец будет снят.

Плюсы и минусы онлайн-трансляций

Онлайн-трансляции спектаклей — формат далеко не новый, в России их регулярно ведут фестиваль «Золотая Маска» и Theatre HD. Но сейчас, после закрытия театров на карантин, это явление приобрело массовый характер. Одни театры выкладывают редкие архивные записи, другие показывают недавние премьеры, на которые невозможно было достать билеты. Опера и балет, классические постановки, камерные экспериментальные проекты, знаменитые спектакли от ведущих мировых режиссеров — Роберта Уилсона, Томаса Остермайера, Кэти Митчелл, Петера Штайна — чего только нет. Некоторые проекты целиком уходят в онлайн: крупнейший оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе пройдет в сети с 30 июня по 18 июля. При этом театры не зарабатывают на трансляциях, с их стороны это акт доброй воли. 

Главный плюс такого тотального «выхода» театра в мировую паутину очевиден: он не теряет своего зрителя и приобретает нового. Того самого, который не мог себе позволить покупку дорогостоящего билета, того, кто живет в далекой глубинке, ну и, наконец, того, у которого нет привычки часто ходить в театр. Регулярные онлайн-трансляции позволяют не терять связь с аудиторией, подогревают ее интерес. В каком-то смысле театр становится более доступным и открытым для массового зрителя, расширяет горизонты, учит и воспитывает, приобщает к мировому театральному процессу и становится частью общего процесса глобализации.

Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Самим театрам бесконечные онлайн-трансляции из кризиса выбраться не помогают: совсем в бедственном положении оказались независимые театральные коллективы, лишенные госфинансирования. И вопрос, выживут ли они вообще, пока остается открытым.

Но и зрителям приходится мириться с неудобствами. Очень часто качество съемки оставляет желать лучшего: спектакль снят с одной точки, изображение бликует, актеров плохо видно и слышно. Это касается большинства российских видеоверсий, хотя, скажем, спектакли и перформансы «Гоголь-центра» сняты на самом высшем уровне. В основном зарубежные театры предоставляют куда более качественный продукт. Однако и они не застрахованы от провалов. Некоторые постановки просто не предназначены для съемок, их сложная сценография «не умещается» в видеоформат. Спектакль Кэти Митчелл «Орландо» по роману Вирджинии Вульф, поставленный в берлинском «Шаубюне», — яркое тому подтверждение: многоуровневое пространство, экран наверху, на который проецируется действие, актеры, отгороженные от зрителей батареей техники, — все это не удается передать с помощью даже очень искусной съемки. К тому же многие зарубежные спектакли идут без субтитров, так что ими наслаждаются в основном только эксперты. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Французский парадокс Французский парадокс

Что едят француженки, чтобы оставаться стройными?

Лиза
Последствия войны Последствия войны

Ответы на вопросы о последствиях Второй мировой войны

Дилетант
Как два эмигранта из СССР построили в США бизнес стоимостью $20 млрд Как два эмигранта из СССР построили в США бизнес стоимостью $20 млрд

Что позволило Владу Вендрову в этом году дебютировать в российском списке Forbes

Forbes
10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes 10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

Номинанты в рейтинг Forbes «30 до 30» в категории «Управление»

Forbes
Сменить декорации. Как новая реальность заставит нас пересмотреть старые схемы лидерства Сменить декорации. Как новая реальность заставит нас пересмотреть старые схемы лидерства

Как отказ от привычных схем позволяет оставаться эффективным руководителем

Forbes
Ошиблись все: что можно узнать о будущем на примере Китая Ошиблись все: что можно узнать о будущем на примере Китая

Как разворачиваются события в экономике КНР?

Forbes
«Безумный зверь» с Мадагаскара поможет разобраться в эволюции на островах «Безумный зверь» с Мадагаскара поможет разобраться в эволюции на островах

Палеонтологи обнаружили полный скелет гондванатерия

N+1
Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета» Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Герой пьесы Чехова «Три сестры» постоянно напевает странную песенку. К чему она?

Наука и жизнь
Всё на свете из пластмассы: почему надо выучить фразу «Пакет не нужен» Всё на свете из пластмассы: почему надо выучить фразу «Пакет не нужен»

Как каждый из нас может снизить потребление пластика и уменьшить свой экослед

СНОБ
Все они одинаковые Все они одинаковые

Раз за разом ты создаешь отношения, которые обречены на провал

Cosmopolitan
Любовь Лолиты Любовь Лолиты

Лолита Милявская нашла нового мужчину и по-прежнему не собирается притворяться

Домашний Очаг
И даже в отпуск ездят! Звездные пары, которые остались друзьями после разрыва И даже в отпуск ездят! Звездные пары, которые остались друзьями после разрыва

После расставания немногим удается сохранить теплые отношения

Cosmopolitan
Протоиерей Александр Абрамов: С кем разговаривает Церковь. Ответ Александру Усатову — клирику, отказавшемуся от сана Протоиерей Александр Абрамов: С кем разговаривает Церковь. Ответ Александру Усатову — клирику, отказавшемуся от сана

«Сноб» попросил протоиерея Александра Абрамова отреагировать на монолог Усатова

СНОБ
Энн Кливз: Ловушка для ворона Энн Кливз: Ловушка для ворона

Отрывок из новой книги классика современного английского детектива Энн Кливз

СНОБ
Новый мир Новый мир

Покрас Лампас един в ролях пифии, футуролога и антикризисного менеджера

Собака.ru
Как разрушить отношения: 6 нереальных ожиданий Как разрушить отношения: 6 нереальных ожиданий

Столкнувшись с реальностью, установки могут разрушить брак

Psychologies
Свой-чужой: кто живет в нашем организме, и зачем они нам нужны Свой-чужой: кто живет в нашем организме, и зачем они нам нужны

Бактерии — наши друзья, во всяком случае, большинство из них

Популярная механика
Человек, культура, цифра: лучшие музейные проекты России Человек, культура, цифра: лучшие музейные проекты России

Современные музеи становятся частью информационного пространства

Популярная механика
Зачем мужчинам феминизм, рассказывают сами мужчины Зачем мужчинам феминизм, рассказывают сами мужчины

Почему мужчины считают феминизм необходимым для современного общества

Cosmopolitan
«Такого никогда не было»: что означает отрицательная цена на американскую нефть «Такого никогда не было»: что означает отрицательная цена на американскую нефть

Впервые в истории цены на нефть марки WTI стали отрицательными

Forbes
Разум и чувства Разум и чувства

Дмитрий Лысенков о театре, семье и сочетании несочетаемого в характере

OK!
Сильно изменились! Как сейчас выглядят Хадид, Лохан и другие дети-модели Сильно изменились! Как сейчас выглядят Хадид, Лохан и другие дети-модели

Многие современные звезды начинали карьеру с модельного бизнес

Cosmopolitan
Почему не стоит читать соцсети бывшего, если вы недавно расстались? Почему не стоит читать соцсети бывшего, если вы недавно расстались?

Социальные сети только мешают принять разрыв и отпустить прошлое

Psychologies
Не обмани: 12 вещей, о которых нельзя лгать в кабинете врача Не обмани: 12 вещей, о которых нельзя лгать в кабинете врача

Врачу нужно говорить только правду, ведь от этого зависит ваше здоровье

Cosmopolitan
«Человек остановился»: Esquire публикует неизвестный рассказ Владимира Набокова «Человек остановился»: Esquire публикует неизвестный рассказ Владимира Набокова

Esquire публикует неизвестный рассказ Владимира Набокова

Esquire
«Мы закрыли все кинотеатры за полдня». Интервью с главой «Москино» Светланой Максимченко «Мы закрыли все кинотеатры за полдня». Интервью с главой «Москино» Светланой Максимченко

Режим самоизоляции стал причиной закрытия столичных кинотеатров

СНОБ
Растения предотвратили дисбиоз в своих листьях Растения предотвратили дисбиоз в своих листьях

У растений существует иммунный механизм защиты от протеобактерий

N+1
Кортизоловое старение шимпанзе оказалось похожим на человеческое Кортизоловое старение шимпанзе оказалось похожим на человеческое

С возрастом у шимпанзе повышается уровень стрессового гормона кортизола

N+1
Высокое искусство Высокое искусство

Мультяшный голос Клары Румяновой был едва ли не главным поводом её огорчений

Cosmopolitan
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
Открыть в приложении