Театр на карантине. Новая digital-эпоха или перезагрузка
Театры по всему миру открывают доступ к бесплатным онлайн-трансляциям. Ежедневно зрители могут выбирать, где они «проведут вечер»: в нью-йоркской Метрополитен-опере, берлинском «Шаубюне», в брянском ТЮЗе или в компании «фоменок». Массовый выход театров в онлайн рождает множество вопросов о будущем сцены. «Сноб» решил проанализировать основные тенденции текущего момента и тоже попытаться предугадать, что ждет театр, когда карантин наконец будет снят.
Плюсы и минусы онлайн-трансляций
Онлайн-трансляции спектаклей — формат далеко не новый, в России их регулярно ведут фестиваль «Золотая Маска» и Theatre HD. Но сейчас, после закрытия театров на карантин, это явление приобрело массовый характер. Одни театры выкладывают редкие архивные записи, другие показывают недавние премьеры, на которые невозможно было достать билеты. Опера и балет, классические постановки, камерные экспериментальные проекты, знаменитые спектакли от ведущих мировых режиссеров — Роберта Уилсона, Томаса Остермайера, Кэти Митчелл, Петера Штайна — чего только нет. Некоторые проекты целиком уходят в онлайн: крупнейший оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе пройдет в сети с 30 июня по 18 июля. При этом театры не зарабатывают на трансляциях, с их стороны это акт доброй воли.
Главный плюс такого тотального «выхода» театра в мировую паутину очевиден: он не теряет своего зрителя и приобретает нового. Того самого, который не мог себе позволить покупку дорогостоящего билета, того, кто живет в далекой глубинке, ну и, наконец, того, у которого нет привычки часто ходить в театр. Регулярные онлайн-трансляции позволяют не терять связь с аудиторией, подогревают ее интерес. В каком-то смысле театр становится более доступным и открытым для массового зрителя, расширяет горизонты, учит и воспитывает, приобщает к мировому театральному процессу и становится частью общего процесса глобализации.
Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Самим театрам бесконечные онлайн-трансляции из кризиса выбраться не помогают: совсем в бедственном положении оказались независимые театральные коллективы, лишенные госфинансирования. И вопрос, выживут ли они вообще, пока остается открытым.
Но и зрителям приходится мириться с неудобствами. Очень часто качество съемки оставляет желать лучшего: спектакль снят с одной точки, изображение бликует, актеров плохо видно и слышно. Это касается большинства российских видеоверсий, хотя, скажем, спектакли и перформансы «Гоголь-центра» сняты на самом высшем уровне. В основном зарубежные театры предоставляют куда более качественный продукт. Однако и они не застрахованы от провалов. Некоторые постановки просто не предназначены для съемок, их сложная сценография «не умещается» в видеоформат. Спектакль Кэти Митчелл «Орландо» по роману Вирджинии Вульф, поставленный в берлинском «Шаубюне», — яркое тому подтверждение: многоуровневое пространство, экран наверху, на который проецируется действие, актеры, отгороженные от зрителей батареей техники, — все это не удается передать с помощью даже очень искусной съемки. К тому же многие зарубежные спектакли идут без субтитров, так что ими наслаждаются в основном только эксперты.