Запрещенный прием
За два ковидных года мы освоили разные способы побега от реальности. Некоторые безобидны, другие ведут в рехаб. «Татлер» выяснил, как не пропустить правильный поворот.
Роман был успешным тридцатичетырехлетним топ-менеджером премиального автосалона, а его инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — галереей идеальных картинок: любимая девушка, горные лыжи, Марбелья. Но потом началась пандемия, и что-то пошло не так. Сначала под действием нарастающей тревоги молодой человек перестал касаться дверных ручек — только через одноразовую салфетку. Потом принялся мыть руки каждые полчаса и не менее десяти минут: он был уверен, что только так можно избавиться от великого и ужасного вируса. Когда кожа на руках начала облезать до мяса, а тревога никуда не делась, Роман вспомнил о марихуане — ведь она, по слухам, неплохо расслабляет. Кончилось все долгой реабилитацией с участием психолога, психиатра и медикаментов.
Таких примеров в арсенале клиники лечения зависимостей Rehab Family много, и в последнее время их число увеличивается. Это неудивительно: недавнее исследование Российской ассоциации политических консультантов показало, что сейчас уровень тревожности в обществе сопоставим со стрессом от дефолта или путча. «В первую волну COVID‑19 мы чаще всего диагностировали у пациентов тревожное расстройство, во вторую — депрессивные состояния, а сейчас — настоящий посттравматический синдром, — объясняет Максим Гришин, главврач клиники лечения зависимостей Rehab Family, к. м. н., врач — психиатр-нарколог, психотерапевт. — Люди устали бояться за свое здоровье, финансовые последствия пандемии, информация поступает противоречивая и недостаточная. Каждый карантин — это удар для нашей психики и утрата привычного образа жизни. И к сожалению, люди воспринимают локдаун как убедительный повод употреблять алкоголь и другие стимуляторы».
На второй год пандемии осознанных и волевых граждан, снимающих стресс медитациями и дыхательными упражнениями, заметно поубавилось. По данным Американской ассоциации психотерапевтов, за последние месяцы число людей, прибегающих к различным веществам (в том числе алкоголю и аптечным препаратам) для снятия «ковидного» стресса, выросло на 15 %, а это очень много. И на 18 % увеличились случаи передозировок и отравлений. Когда ты дома один, а тревога захлестывает, контролировать себя очень трудно.
Парадокс в том, что алкоголь и нелегальные вещества плохо помогают справляться с тревогой, хотя в моменте кажутся чудодейственным средством. Максим Титков, психиатр, к. м. н., специалист по аддикциям Европейского медицинского центра (ЕМС), объясняет, как это работает. «Предположим, человек каждый вечер выпивает вина, чтобы снять стресс. Тревога действительно может на какое-то время уменьшаться за счет того, что спиртное действует на рецепторы к гамма-аминомасляной кислоте. Но потом из алкоголя образуется второй продукт метаболизма — ацетальдегид. Его накопление ухудшает самочувствие, в том числе усиливается тревога». В результате получается замкнутый круг, и прервать его самостоятельно практически невозможно. Алкоголем дело не ограничивается — у тревожных пациентов в ходу большие дозы транквилизаторов (в Европе их легко достать) и марихуана. «Бытует мнение, что марихуана безвредна, но нет, это самый что ни на есть наркотик, вызывающий шизофреноподобные психозы», — предупреждает Мария Андреевна Свининникова, психиатр, психотерапевт GMS Clinic. Максим Титков напоминает, что верный способ проверить себя на аддикцию — на неделю отказаться от алкоголя или другого психоактивного вещества. Если эти дни будут невыносимыми, а тревога или раздражительность усилятся, нужно бежать за помощью.