Северный ветер
Знакомьтесь: Агния Миргородская, девушка из хорошей петербургской семьи, основательница рижской биеннале современного искусства. «Татлер» выяснил, как она возвращает город — памятник ар-нуво на светскую карту.
«В детстве я всегда чувствовала, что немного отличаюсь от остальных одноклассников, — артистически укутываясь в черный кашемировый безымянный шарф, улыбается Агния Миргородская. — Я из билингвальной семьи. Мама — родом из Вильнюса, дома мы говорили по-литовски, так что общались на каком-то эльфийском языке, который никто не понимал». Теперь Агния свободно говорит на пяти языках: окончила петербургский филфак и факультет международной политики Лондонского городского университета. Готовила себя к дипломатической карьере, даже проработала некоторое время в московском бюро Международной организации по миграции. Но в какой-то момент поняла, что язык и мир искусства ей намного ближе: «Оно позволяет наиболее точно взаимодействовать со сложными вопросами окружающего мира».
Вторая биеннале современного искусства (сокращенно — RIBOCA2) должна была стартовать в Риге 16 мая, но достроить арт-район Андрейсала на территории бывшего грузового терминала в порту помешал коронавирус. Концептуалисты из Германии, Норвегии, Швейцарии не успели ввезти свои инсталляции до закрытия границ. Впрочем, команда RIBOCA придумала свой способ бесконтактной доставки искусства к самоизолировавшимся диванам: снимет фильм-прогулку по порту. Это кино, по убеждению Агнии, показывает диалог между «законченными, незаконченными и отсутствующими там произведениями». А еще до середины октября на сайте биеннале будут идти высококультурные дискуссии. Среди спикеров поэт-авангардист CAConrad из Канзаса, профессор антропологии Марисоль де ла Кадена из Перу, обожаемый завсегдатаями московского «Гаража» гражданин мира Борис Гройс. Обсуждение смыслов понятий «конец», «потусторонние миры», «магия», «призраки» в рижском порту, вероятно, выглядело бы особенно эффектно, но и в онлайне оказывается увлекательнее иных зум-вечеринок.
Выбрать для биеннале Ригу — город, в котором нет ни единого музея современного искусства, — новоиспеченной выпускнице Института искусств Sotheby’s Миргородской в 2016‑м посоветовал друг семьи Емельян Захаров, заслуженный деятель галерейного искусства Российской Федерации. «Я считаю Емельяна идейным вдохновителем проекта, — рассказывает Агния. — Он для меня фигура большой величины».
Миргородская вообще умеет привлечь к делу серьезных людей. После успеха первой биеннале тогдашний мэр Риги Олег Буров подписал меморандум о долгосрочном сотрудничестве с RIBOCA, вплоть до 2022‑го. А в феврале нынешнего года о начале кооперации с Рижской биеннале объявил музыкальный фестиваль Rīga Jūrmala, основанный двадцать первым форбсом Петром Авеном. Вообще-то Петр Олегович — поклонник главным образом Петрова-Водкина и Кончаловского, однако с трепетом относится и к современному искусству в виде парковой скульптуры. Как он рассказывал год назад «Татлеру» по случаю открытия своего фестиваля, парковая скульптура размещается в его английском имении, а для более камерных работ русских концептуалистов вообще заведен отдельный дом.