Исторические интерьеры и экспозиции Зимнего дворца

Культура.РФКультура

Зимний дворец

Исторические интерьеры и экспозиции

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
741.046

Знакомство с музеем удобно начать с Зимнего дворца — вход находится со стороны Большого двора, куда можно пройти через арку напротив Александровской колонны.

Зимний дворец — здание в стиле барокко — начали строить в 1754 году при Елизавете Петровне, проект для него подготовил Бартоломео Растрелли. Это был пятый императорский Зимний дворец. Предыдущие четыре не сохранились, частично до наших дней дошел только Зимний дворец Петра I, который находится внутри Эрмитажного театра на берегу Зимней канавки.

При Елизавете Петровне Зимний дворец достроить не удалось. Принимала его Екатерина II в 1762 году. Интересно, что светло-изумрудный оттенок, в который выкрашен Эрмитаж сегодня, не оригинальный. Сначала в оформлении фасада преобладали оттенки желтого, в XIX веке — кораллово-красные и кирпичные, а в годы Великой Отечественной войны Зимний дворец замаскировали серой краской. Современный вид Эрмитаж приобрел уже после войны.

Интерьеры дворца сохранились не полностью. В 1837 году здесь произошел пожар, в котором погибло внутреннее убранство. Расстреллиевский декор восстанавливали архитекторы Василий Стасов, Александр Брюллов и Александр Штауберт.

За один визит осмотреть весь дворец, скорее всего, не удастся, но можно пройтись по его главным залам.

Иорданская лестница

Знакомство с дворцовыми интерьерами начинается с Иорданской лестницы. В XVIII веке она называлась Посольской, поскольку по ней поднимались послы, а нынешнее название произошло от слова «иордань» — прорубь крестообразной формы. На православный праздник Крещения Господня по этой лестнице спускались к Неве, чтобы окунуться в ее воды.

Лестница начинается с широкого затененного марша, который венчает скульптура «Правосудие» («Аллегория Юстиции»). Ее вырезал из мрамора венецианский скульптор Альвизе Тальяпьетра в 1718–1719 годах. После первого марша открывается лестница с двусветным пространством — окна здесь расположены в два яруса. Причем настоящие чередуются с ложными, зеркальными. Из-за этого создается ощущение, что лестница занимает весь северо-восточный выступ — ризалит.

Кроме «Правосудия» здесь находятся несколько алебастровых скульптур, это работы отечественных скульпторов. Они установлены в основаниях парных пилястр — полуколонн. На северной стене, у окон на Неву, можно увидеть «Меркурия» Александра Мануйлова и «Справедливость» Ивана Леппе, затем у ложных окон — «Величие» в образе Афины Николая Устинова и «Мудрость» Александра Теребенёва. Справа от «Правосудия» расположена аллегорическая статуя «Верность» Ивана Леппе, после нее — скульптура Устинова «Изобилие», «Правосудие» Теребенёва и «Муза Эрато» Иосифа Германа.

Стены покрывает барочная золоченая лепнина, какая была при Растрелли. При реконструкции в начале XIX века Стасов добавил элементы классицистического стиля — воинские регалии над окнами. Также изменилась и общая цветовая гамма: вместо розового здесь стал преобладать белый. Пол, ступени и балясины выполнены из ценного итальянского мрамора, который добывали в Каррарских каменоломнях. А колонны на верхней площадке — из натурального серого гранита вместо искусственного розового мрамора.

Плафон при Растрелли расписывал венецианец Франческо Фонтебассо, после пожара здесь поместили другое полотно — «Олимп» Гаспаро Дициани, одного из основателей Венецианской Академии искусств. Плафон был значительно меньше предыдущего, поэтому художникам пришлось дописать его по краям, имитируя манеру автора. С верхней площадки Иорданской лестницы начинаются две дворцовые анфилады: Большая и Невская.

Невская анфилада

Ее составляют три зала: Аванзал, Николаевский и Концертный. Первым их обустроил архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстанавливал Василий Стасов.

В отличие от помпезной лестницы, залы оформлены сдержанно. Стены первого зала — Аванзала — отделаны искусственным золотистым мрамором и лепниной. На полу сохранился паркетный рисунок Кваренги — узоры выложены досками из дуба, самшита и красного дерева. В центре установлена малахитовая ротонда.

Из Аванзала гости попадали в главный дворцовый зал — Большой. В 1855 году, когда умер Николай I, здесь разместили его портрет, и с тех пор зал стали называть Николаевским. По периметру установлены полуколонны с коринфским ордером — лепным декором в верхней части. Эти полуколонны поддерживают массивный карниз — антаблемент. Не забудьте обратить внимание на потолок: он расписан в технике гризайль, которая имитирует рельеф. В Николаевском зале проходили официальные приемы и балы, а в годы Первой мировой войны монаршая семья размещала здесь тяжелораненых солдат. Тогда в Зимнем дворце открыли хирургический лазарет на тысячу мест, оснащенный лучшим на тот момент оборудованием.

Завершает Невскую анфиладу Концертный зал, он выглядит так же, как и при Кваренги. Статуи на антаблементе после пожара 1837 года восстановил скульптор Иосиф Герман. Вдоль залов проходит Большая галерея, сегодня здесь размещены портреты представителей династии Романовых.

Большая анфилада

Эта анфилада ведет от Иорданской лестницы к Большой церкви. Открывает ее Фельдмаршальский зал, который создал в 1834 году Огюст Монферран. На стенах в шести нишах разместили портреты полководцев: Михаила Кутузова, Александра Суворова, Григория Потёмкина, Петра Румянцева, Ивана Дибича-Забалканского и Ивана Паскевича-Эриванского.

Именно в Фельдмаршальском зале в 1837 году начался пожар, который уничтожил весь дворец. Незадолго до пожара обитатели дворца — а их было вместе с челядью около трех тысяч человек — почувствовали запах дыма. Пожарные пытались найти его источник и случайно разбили одну из ложных зеркальных дверей. Вспыхнул деревянный каркас и обшивка стен: оказывается, за дверями в дымоходе была щель, в которой скопилась и начала тлеть зола. Пожар не могли потушить три дня, а зарево от него было видно на сто километров.

За Фельдмаршальским залом следует Петровский, или Малый тронный, зал. Его отделкой тоже занимался Огюст Монферран. Назвали зал в честь Петра I. Сегодня стены зала светлее: пунцовые бархатные панели Монферрана заменили на красные. На бархате вышиты золочеными нитями гербы и вензель императора Петра I, а также более семи тысяч элементов растительных узоров. В верхней части стен можно увидеть полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной. Зал перекрыт крестовым сводом, а над тронным местом сооружена ниша в форме триумфальной арки.

Из Малого тронного можно попасть в Гербовый зал. Это один из самых больших залов дворца. Его проект подготовил Василий Стасов в 1836 году. По задумке архитектора стены украсили четыре группы воинов, а на их пиках с лавровыми венками установили 32 герба российских губерний.

Большой тронный зал

Из Гербового через Военную галерею можно попасть в зал для торжеств — Георгиевский, или Большой тронный, зал. Первоначально здесь хотели разместить Мраморную галерею, которая бы связала Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Для этого в конце 1780-х годов Джакомо Кваренги достроил специальный корпус, которого не было на планах Бартоломео Растрелли. Однако вскоре планы монаршей семьи изменились, и здесь решили обустроить тронный зал. Его открыли в 1795 году в День святого Георгия, поэтому и зал стали называть Георгиевским. В отделке использовали каррарский мрамор, и даже мраморные элементы заказывали у итальянских резчиков. Потолок разбили на кессоны — прямоугольные ниши, их стенки отделали искусной лепниной. Здесь установили императорский трон, который выполнил еще по заказу Анны Иоанновны мастер Николас Клаузерн в Лондоне.

Из окон Георгиевского зала во внутреннем дворике видно небольшое здание кирпичного цвета (именно такого оттенка были стены Зимнего дворца до революции). Это гараж для автомобилей императора Николая II. В нем работала мойка, а все помещение отапливалось, чтобы машины царя заводились в морозную погоду.

Экспозиции в Зимнем дворце

Кроме дворцовых интерьеров в Зимнем можно посмотреть артефакты древних цивилизаций. На первом этаже под Большим тронным залом выставлены предметы из захоронений египетских фараонов и знати. Всего в Эрмитаже хранят около семи тысяч экспонатов, связанных с историей и культурой Египта: саркофаги, фрагменты стен с рельефными рисунками, ступки, папирусы и свитки. Самым древним из них — около шести тысяч лет. В центральной витрине можно увидеть мумию жреца Падиисета. Он жил в VII веке до нашей эры и был похоронен в тройном деревянном саркофаге.

На первом этаже — артефакты из разных уголков России: предметы быта и клады Алтая, Саяно-Алтая, Сибири, Северного Кавказа. На втором этаже расположены выставки французской живописи, декоративно-прикладного искусства Англии, Франции и других стран Западной Европы: гобелены, мебель, лаки. На третьем этаже представлена культура Востока: персидские блюда, серебряная утварь, иранская майолика, японские кимоно.

Верстка: Кристина Мацевич. Главная фотография: Николай Коржов / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виртуальный секс Виртуальный секс

«Популярная механика» протестировала первую в мире виртуальную любовницу

Популярная механика
5 полезных документальных фильмов о еде 5 полезных документальных фильмов о еде

Фильмы для тех, кто хочет знать, что он ест на самом деле.

GQ
Куртка для героя: за что Жан-Поль Бельмондо любил французский бренд Chapal Куртка для героя: за что Жан-Поль Бельмондо любил французский бренд Chapal

За что летные куртки Chapal так любил Жан-Поль Бельмондо и так ценят гонщики

Forbes
Как к себе домой Как к себе домой

Сербия рада гостям из России!

Лиза
Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство

Почему все больше людей интересуется приобретением современного искусства

РБК
«Оставила пуповину вместе с плацентой». Женщина рассказала про лотосовые роды «Оставила пуповину вместе с плацентой». Женщина рассказала про лотосовые роды

Лотосовые роды — это необычная традиция родом с Бали

Cosmopolitan
С какой силой Эм-Джей должна держаться за Человека-паука во время полета, чтобы не упасть - кино с точки зрения физики С какой силой Эм-Джей должна держаться за Человека-паука во время полета, чтобы не упасть - кино с точки зрения физики

Реально ли удержаться за Человека-паука в полете?

Популярная механика
Весить 80 кг при росте 165 см - норма! Врачи требуют пересмотра Весить 80 кг при росте 165 см - норма! Врачи требуют пересмотра

Избавляясь от "лишних" килограммов, каждая пятая женщина наносит ущерб здоровью

Cosmopolitan
Умножить на два Умножить на два

Песня «Юность» группы Dabro стала настоящим гимном нового поколения

OK!
«У нас были итальянские разборки»: Бондаренко раскрыл причину развода с актрисой «У нас были итальянские разборки»: Бондаренко раскрыл причину развода с актрисой

Станислав Бондаренко высказался об отношениях с экс-избранницей Юлией Чиплиевой

Cosmopolitan
6 культовых фильмов про творческих пьяниц 6 культовых фильмов про творческих пьяниц

Фильмы про творческих людей, которые только и делают, что пьют и философствуют

GQ
Продать нельзя уничтожить: почему модные бренды режут и сжигают нераспроданные товары Продать нельзя уничтожить: почему модные бренды режут и сжигают нераспроданные товары

Зачем компании уничтожают остатки одежды и аксессуаров

Esquire
Online как повод для знакомства Online как повод для знакомства

Кого мы ищем в виртуальном пространстве и кого находим?

Psychologies
Хэллоуин по-русски: 10+ самых странных мистических историй из реальной жизни Хэллоуин по-русски: 10+ самых странных мистических историй из реальной жизни

Пугающие и смешные мистические истории

Cosmopolitan
«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц «Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц

Как музыканту найти контракт в Китае и с каким трудностями можно столкнуться?

VC.RU
Лети-лети, лепесток: глава книги  Лети-лети, лепесток: глава книги

Книга Эми Стюарт о бизнесе торговли цветами

Esquire
Как таланты раз за разом изобретали швейную машинку Как таланты раз за разом изобретали швейную машинку

Как изобрели швейную машину

Популярная механика
Ольга Бузова: «Я всегда на нервах!» Ольга Бузова: «Я всегда на нервах!»

Ольга Бузова о новом альбоме и о том, как замерзла в Африке

Cosmopolitan
Слова-маркеры Ксении Собчак. Что они говорят о настроениях среднего класса Слова-маркеры Ксении Собчак. Что они говорят о настроениях среднего класса

Список слов-маркеров от Ксении Собчак

СНОБ
Мнение: как PowerBook от Apple изменил все ноутбуки 30 лет назад Мнение: как PowerBook от Apple изменил все ноутбуки 30 лет назад

Стивен Синовски вспоминает прошлое

VC.RU
«Злость или зависть посещают нас не без причины»: как стоически принимать эмоции «Злость или зависть посещают нас не без причины»: как стоически принимать эмоции

Наш разум постоянно и неизбежно проделывает трюки с реальностью

Forbes
Правила жизни Вигго Мортенсена Правила жизни Вигго Мортенсена

Правила жизни актера Вигго Мортенсена

Esquire
12 душераздирающих ДТП с участием российских звезд 12 душераздирающих ДТП с участием российских звезд

Громкие аварии с участием российских звезд

Cosmopolitan
Кредит с сюрпризом Кредит с сюрпризом

Новые уловки финансовых мошенников

Лиза
Как интернет сошел с ума из-за сбоя в Facebook, а Дуров нажился на Цукерберге Как интернет сошел с ума из-за сбоя в Facebook, а Дуров нажился на Цукерберге

Как блэкаут в Facebook отразился на Марке Цукерберге, Павле Дурове и других

Cosmopolitan
Мужчина выгнал сына из дома. Когда тот разбогател, отец потребовал денег Мужчина выгнал сына из дома. Когда тот разбогател, отец потребовал денег

Воспитательные методы отцов граничат с жестокостью — в этом убедился наш герой

Psychologies
Кто изобрел аэрозольный баллончик? Кто изобрел аэрозольный баллончик?

Первый шаг к применению аэрозольных баллонов сделал изобретатель Эрик Ротхейм

Популярная механика
Польские археологи раскопали на вилле центуриона древнеримскую посуду Польские археологи раскопали на вилле центуриона древнеримскую посуду

Археологи обнаружили набор качественной глиняной посуды в доме центуриона

N+1
Девять шагов региона к реальной декарбонизации Девять шагов региона к реальной декарбонизации

Как российским регионам подготовиться к углеродному регулированию?

Эксперт
Вы знали, сколько это стоит? 10 фильмов с самыми дорогими спецэффектами Вы знали, сколько это стоит? 10 фильмов с самыми дорогими спецэффектами

Зрелищные кинокартины, на создание которых были потрачены миллионы долларов

Cosmopolitan
Открыть в приложении