Исторические интерьеры и экспозиции Зимнего дворца

Культура.РФКультура

Зимний дворец

Исторические интерьеры и экспозиции

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
741.046

Знакомство с музеем удобно начать с Зимнего дворца — вход находится со стороны Большого двора, куда можно пройти через арку напротив Александровской колонны.

Зимний дворец — здание в стиле барокко — начали строить в 1754 году при Елизавете Петровне, проект для него подготовил Бартоломео Растрелли. Это был пятый императорский Зимний дворец. Предыдущие четыре не сохранились, частично до наших дней дошел только Зимний дворец Петра I, который находится внутри Эрмитажного театра на берегу Зимней канавки.

При Елизавете Петровне Зимний дворец достроить не удалось. Принимала его Екатерина II в 1762 году. Интересно, что светло-изумрудный оттенок, в который выкрашен Эрмитаж сегодня, не оригинальный. Сначала в оформлении фасада преобладали оттенки желтого, в XIX веке — кораллово-красные и кирпичные, а в годы Великой Отечественной войны Зимний дворец замаскировали серой краской. Современный вид Эрмитаж приобрел уже после войны.

Интерьеры дворца сохранились не полностью. В 1837 году здесь произошел пожар, в котором погибло внутреннее убранство. Расстреллиевский декор восстанавливали архитекторы Василий Стасов, Александр Брюллов и Александр Штауберт.

За один визит осмотреть весь дворец, скорее всего, не удастся, но можно пройтись по его главным залам.

Иорданская лестница

Знакомство с дворцовыми интерьерами начинается с Иорданской лестницы. В XVIII веке она называлась Посольской, поскольку по ней поднимались послы, а нынешнее название произошло от слова «иордань» — прорубь крестообразной формы. На православный праздник Крещения Господня по этой лестнице спускались к Неве, чтобы окунуться в ее воды.

Лестница начинается с широкого затененного марша, который венчает скульптура «Правосудие» («Аллегория Юстиции»). Ее вырезал из мрамора венецианский скульптор Альвизе Тальяпьетра в 1718–1719 годах. После первого марша открывается лестница с двусветным пространством — окна здесь расположены в два яруса. Причем настоящие чередуются с ложными, зеркальными. Из-за этого создается ощущение, что лестница занимает весь северо-восточный выступ — ризалит.

Кроме «Правосудия» здесь находятся несколько алебастровых скульптур, это работы отечественных скульпторов. Они установлены в основаниях парных пилястр — полуколонн. На северной стене, у окон на Неву, можно увидеть «Меркурия» Александра Мануйлова и «Справедливость» Ивана Леппе, затем у ложных окон — «Величие» в образе Афины Николая Устинова и «Мудрость» Александра Теребенёва. Справа от «Правосудия» расположена аллегорическая статуя «Верность» Ивана Леппе, после нее — скульптура Устинова «Изобилие», «Правосудие» Теребенёва и «Муза Эрато» Иосифа Германа.

Стены покрывает барочная золоченая лепнина, какая была при Растрелли. При реконструкции в начале XIX века Стасов добавил элементы классицистического стиля — воинские регалии над окнами. Также изменилась и общая цветовая гамма: вместо розового здесь стал преобладать белый. Пол, ступени и балясины выполнены из ценного итальянского мрамора, который добывали в Каррарских каменоломнях. А колонны на верхней площадке — из натурального серого гранита вместо искусственного розового мрамора.

Плафон при Растрелли расписывал венецианец Франческо Фонтебассо, после пожара здесь поместили другое полотно — «Олимп» Гаспаро Дициани, одного из основателей Венецианской Академии искусств. Плафон был значительно меньше предыдущего, поэтому художникам пришлось дописать его по краям, имитируя манеру автора. С верхней площадки Иорданской лестницы начинаются две дворцовые анфилады: Большая и Невская.

Невская анфилада

Ее составляют три зала: Аванзал, Николаевский и Концертный. Первым их обустроил архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстанавливал Василий Стасов.

В отличие от помпезной лестницы, залы оформлены сдержанно. Стены первого зала — Аванзала — отделаны искусственным золотистым мрамором и лепниной. На полу сохранился паркетный рисунок Кваренги — узоры выложены досками из дуба, самшита и красного дерева. В центре установлена малахитовая ротонда.

Из Аванзала гости попадали в главный дворцовый зал — Большой. В 1855 году, когда умер Николай I, здесь разместили его портрет, и с тех пор зал стали называть Николаевским. По периметру установлены полуколонны с коринфским ордером — лепным декором в верхней части. Эти полуколонны поддерживают массивный карниз — антаблемент. Не забудьте обратить внимание на потолок: он расписан в технике гризайль, которая имитирует рельеф. В Николаевском зале проходили официальные приемы и балы, а в годы Первой мировой войны монаршая семья размещала здесь тяжелораненых солдат. Тогда в Зимнем дворце открыли хирургический лазарет на тысячу мест, оснащенный лучшим на тот момент оборудованием.

Завершает Невскую анфиладу Концертный зал, он выглядит так же, как и при Кваренги. Статуи на антаблементе после пожара 1837 года восстановил скульптор Иосиф Герман. Вдоль залов проходит Большая галерея, сегодня здесь размещены портреты представителей династии Романовых.

Большая анфилада

Эта анфилада ведет от Иорданской лестницы к Большой церкви. Открывает ее Фельдмаршальский зал, который создал в 1834 году Огюст Монферран. На стенах в шести нишах разместили портреты полководцев: Михаила Кутузова, Александра Суворова, Григория Потёмкина, Петра Румянцева, Ивана Дибича-Забалканского и Ивана Паскевича-Эриванского.

Именно в Фельдмаршальском зале в 1837 году начался пожар, который уничтожил весь дворец. Незадолго до пожара обитатели дворца — а их было вместе с челядью около трех тысяч человек — почувствовали запах дыма. Пожарные пытались найти его источник и случайно разбили одну из ложных зеркальных дверей. Вспыхнул деревянный каркас и обшивка стен: оказывается, за дверями в дымоходе была щель, в которой скопилась и начала тлеть зола. Пожар не могли потушить три дня, а зарево от него было видно на сто километров.

За Фельдмаршальским залом следует Петровский, или Малый тронный, зал. Его отделкой тоже занимался Огюст Монферран. Назвали зал в честь Петра I. Сегодня стены зала светлее: пунцовые бархатные панели Монферрана заменили на красные. На бархате вышиты золочеными нитями гербы и вензель императора Петра I, а также более семи тысяч элементов растительных узоров. В верхней части стен можно увидеть полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной. Зал перекрыт крестовым сводом, а над тронным местом сооружена ниша в форме триумфальной арки.

Из Малого тронного можно попасть в Гербовый зал. Это один из самых больших залов дворца. Его проект подготовил Василий Стасов в 1836 году. По задумке архитектора стены украсили четыре группы воинов, а на их пиках с лавровыми венками установили 32 герба российских губерний.

Большой тронный зал

Из Гербового через Военную галерею можно попасть в зал для торжеств — Георгиевский, или Большой тронный, зал. Первоначально здесь хотели разместить Мраморную галерею, которая бы связала Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Для этого в конце 1780-х годов Джакомо Кваренги достроил специальный корпус, которого не было на планах Бартоломео Растрелли. Однако вскоре планы монаршей семьи изменились, и здесь решили обустроить тронный зал. Его открыли в 1795 году в День святого Георгия, поэтому и зал стали называть Георгиевским. В отделке использовали каррарский мрамор, и даже мраморные элементы заказывали у итальянских резчиков. Потолок разбили на кессоны — прямоугольные ниши, их стенки отделали искусной лепниной. Здесь установили императорский трон, который выполнил еще по заказу Анны Иоанновны мастер Николас Клаузерн в Лондоне.

Из окон Георгиевского зала во внутреннем дворике видно небольшое здание кирпичного цвета (именно такого оттенка были стены Зимнего дворца до революции). Это гараж для автомобилей императора Николая II. В нем работала мойка, а все помещение отапливалось, чтобы машины царя заводились в морозную погоду.

Экспозиции в Зимнем дворце

Кроме дворцовых интерьеров в Зимнем можно посмотреть артефакты древних цивилизаций. На первом этаже под Большим тронным залом выставлены предметы из захоронений египетских фараонов и знати. Всего в Эрмитаже хранят около семи тысяч экспонатов, связанных с историей и культурой Египта: саркофаги, фрагменты стен с рельефными рисунками, ступки, папирусы и свитки. Самым древним из них — около шести тысяч лет. В центральной витрине можно увидеть мумию жреца Падиисета. Он жил в VII веке до нашей эры и был похоронен в тройном деревянном саркофаге.

На первом этаже — артефакты из разных уголков России: предметы быта и клады Алтая, Саяно-Алтая, Сибири, Северного Кавказа. На втором этаже расположены выставки французской живописи, декоративно-прикладного искусства Англии, Франции и других стран Западной Европы: гобелены, мебель, лаки. На третьем этаже представлена культура Востока: персидские блюда, серебряная утварь, иранская майолика, японские кимоно.

Верстка: Кристина Мацевич. Главная фотография: Николай Коржов / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусство путешествовать Искусство путешествовать

Узнайте, как получить максимум от вашего следующего путешествия

kiozk originals
5 ошибок при выборе комплектующих, которые допускают не только новички 5 ошибок при выборе комплектующих, которые допускают не только новички

Как не допустить несколько обидных ошибок при сборке компьютера

CHIP
Почему не стоит делать пластику в другой стране — пугающие истории из Сети Почему не стоит делать пластику в другой стране — пугающие истории из Сети

Медицинский туризм — явление очень распространенное. И безумно опасное

Cosmopolitan
Как мы будем покупать вещи в будущем Как мы будем покупать вещи в будущем

На смен­у кассирам приходя­т умны­е тележки и робот­ы

GQ
«Поливал меня святой водой»: 20 смешных историй о странных бойфрендах и мужьях «Поливал меня святой водой»: 20 смешных историй о странных бойфрендах и мужьях

Читательницы о своих странных и забавных бойфрендах

Cosmopolitan
Телеканал, одежда, алкоголь и поддержка малого бизнеса: музыка подарила Пи Дидди славу, а предпринимательство — деньги Телеканал, одежда, алкоголь и поддержка малого бизнеса: музыка подарила Пи Дидди славу, а предпринимательство — деньги

Рэпер Шон Комбс помогает малому бизнесу и инвестирует в техпроекты

VC.RU
Фотосессия vs реальность: как на самом деле выглядят звезды вблизи — сравниваем Фотосессия vs реальность: как на самом деле выглядят звезды вблизи — сравниваем

Как сильно отличаются звезды на профессиональных снимках и фото в реальной жизни

VOICE
Николай Стоцкий: Николай Стоцкий:

Актер Николай Стоцкий прожил бок о бок с Сергеем Колтаковым больше тридцати лет

Караван историй
«Леша, ничего личного!» Дикие истории покупателей новых машин в России «Леша, ничего личного!» Дикие истории покупателей новых машин в России

От бешеных накруток до импульсивных покупок и попыток заработать на дефиците

РБК
Удаленный коллектив Удаленный коллектив

Что мы приобретаем и что теряем, работая исключительно за компьютером?

Psychologies
Эконом минус Эконом минус

О неудачных попытках женщины сэкономить

Cosmopolitan
Выгода на дне бутылки Выгода на дне бутылки

Почему автоматы по приему вторичной тары остаются в России имиджевым продуктом

Эксперт
Антон Филипенко: «Адекватность должна быть во всем» Антон Филипенко: «Адекватность должна быть во всем»

Антон Филипенко о том, как стал актером и почему его однажды попросили уйти

Cosmopolitan
Диабулимия: смертельное пищевое расстройство, о котором мало кто слышал Диабулимия: смертельное пищевое расстройство, о котором мало кто слышал

Диабулимия – пищевое расстройство, которое встречается у пациентов с диабетом

Cosmopolitan
Химия пошла на размен Химия пошла на размен

Каждая вторая российская покрышка идет за рубеж, забывая о внутреннем спросе

Эксперт
Опасная литература: что было написано в первой в мире запрещенной книге Опасная литература: что было написано в первой в мире запрещенной книге

Самой первой в мире запрещенной книгой стал труд колониста Томаса Мортона

Популярная механика
Олег Кашин — о «Живом журнале», ставшем в нулевых центром интеллектуальной жизни и главным местом для дискуссий Олег Кашин — о «Живом журнале», ставшем в нулевых центром интеллектуальной жизни и главным местом для дискуссий

Журналист Олег Кашин вернулся в 2001-й год и рассказал о столичной тусовке

Esquire
39 цитат из «Приключений Чиполлино», вдруг ставших злободневными как никогда 39 цитат из «Приключений Чиполлино», вдруг ставших злободневными как никогда

Цитаты из «Приключений Чиполлино» теперь считают за пророческие

Maxim
Абонент временно недоступен Абонент временно недоступен

Гаджеты тоже нужно «употреблять» дозированно

GQ
Россия 19-го века глазами образованной и свободной англичанки. Фрагмент книги Ольги Хорошиловой Россия 19-го века глазами образованной и свободной англичанки. Фрагмент книги Ольги Хорошиловой

Книга Ольги Хорошиловой "Джентльмен Джек в России"

Esquire
Как запустить стартап без денег (пошаговая инструкция) Как запустить стартап без денег (пошаговая инструкция)

Можно ли построить полноценный бизнес без денег?

Inc.
Паразиты паразитов Паразиты паразитов

Неприятные существа в цепочке гиперпаразитизма

Популярная механика
Женщина родила три пары близнецов за 5 лет из-за особенности в работе яичников Женщина родила три пары близнецов за 5 лет из-за особенности в работе яичников

У Джолин из Бруклина каждый цикл созревает сразу две жизнеспособные яйцеклетки

Cosmopolitan
Умер легендарный лыжник Вячеслав Веденин, тот самый, кто придумал слово «дахусим» и не опустил флаг СССР перед императором Японии Умер легендарный лыжник Вячеслав Веденин, тот самый, кто придумал слово «дахусим» и не опустил флаг СССР перед императором Японии

Вячеслав Веденин. Легенда СССР, который показал характер на Олимпиаде 1972

Maxim
«Общество так называемых людей мне противно» «Общество так называемых людей мне противно»

Как Николай Миклухо-Маклай хотел сделать папуасов русскими

Наука
Лучшие фильмы 2020-2021, которые ты мог пропустить Лучшие фильмы 2020-2021, которые ты мог пропустить

Человечество перешло на домашнее, карантинное потребление кино

Maxim
Эсин Гюрал Аргат «Мне нравится быть в центре» Эсин Гюрал Аргат «Мне нравится быть в центре»

Турецкая бизнесвумен Эсин Гюрал Аргат — о бизнесе, женщинах и футболе

Forbes Woman
Группа здоровья Группа здоровья

Что полезнее для художника — Париж, Краснодар или виртуальная реальность?

Tatler
Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль

Что на самом деле делают, когда пытаются научить беспилотник морали

Популярная механика
Группа ноль. Что нужно знать о самой редкой группе крови? Группа ноль. Что нужно знать о самой редкой группе крови?

Нулевой резус-фактор — самая редкая группа крови

Esquire
Открыть в приложении