Между нами
Правило № 22
Программа защиты свидетелей
Коуч Алексей Ситников объясняет читателям «Татлера», почему о чужих грехах лучше не знать. А если знаете — молчите.
Алексей Петрович Ситников
Легендарный политтехнолог, мэтр коммуникационного, психологического и управленческого консалтинга. Доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор, MBA. Участник грандиозных событий, ученик великих людей, советник и коуч звезд предпринимательства, политики и шоу-бизнеса. www.sitnikov.com
Вы ведь помните, Никколо Макиавелли в книжке «Государь» рекомендовал: как только захватите власть, убирайте всех, кто помог вам это сделать. Черная неблагодарность? Да бросьте, чувство глубокой признательности государю неведомо. Помощников нужно убрать из практических соображений. Они были свидетелями того, как он по головам шел к цели, а потому опасны. Власть — она ведь всегда нарушение чужих планов, отъем чужих ресурсов, приоритет интересов одной группы над интересами другой. Как политконсультант с опытом, скажу, что есть некая черта, не переступив которую, никогда не попадешь наверх.
Бизнесменам до власти добраться труднее, потому что бизнес — это искусство ответственности. А политика — искусство возможного. Особенно у нас в стране, где до сих пор голосуют сердцем, не проверяя, выполнил ли кандидат во власть предыдущие обещания избирателям или нет.
Но чаши весов качаются даже в государствах с большим опытом демократии, где институт проверки дел минувших очень даже развит. Рвущийся к трону политик пользуется тем, что сидящий на этом троне успел наделать ошибок и народ от него — и его партии — устал. Голосуют ведь большей частью не «за нового человека», а «против сложившейся системы», особенно если это второй тур выборов. Так республиканцы в США сменяют демократов. А потом наоборот.
Очень интересно устроен человек. Он ненавидит не того, кто сделал ему плохо. А того, кто был свидетелем его собственных дурных поступков. Не просто ненавидит, но и люто боится этого свидетеля. Лучше им не оказываться, это опасно, при первой же возможности вас устранят как угрозу. Бывшая жена часто становится злейшим врагом — только потому, что она про этого мужчину знает все. Всю его биографию: как заработал первый миллион, что с кем обсуждал. Если муж играл не очень честно, жена всем об этом расскажет. Нехорошо расставшись, она настроена на уничтожение.
Мы можем сколько угодно идеализировать человека, но есть практическая психология, которая опирается на статистику. Было время, меня как преподавателя курса «Переговорный процесс, вербовка и допрос» возили на место преступления, чтобы я за пятнадцать минут в комнате с трупом по деталям воссоздал картину происшедшего. Это не только психология, но и статистика, то есть математика. Убийца оставил следы, по ним можно посчитать вероятности. 95 %, что преступник учился с жертвой в одной школе. 80 %, что у него болезнь почек. И так далее. Почему он выпил стакан воды? Зачем задвинул шторы? Каждый предмет, каждый след деятельности человека — это свернутый процесс. Вот вилка — она свернутый процесс изготовления вилки и свернутый процесс применения вилки. Вернадский писал, что жизнь на Земле когда-нибудь прекратит свое существование, но ноосфера останется. И по вилке можно будет понять степень развития цивилизации, строение наших рук и ртов. Почему преступник