Софи Тернер. Счастливый билет
Когда тринадцатилетнюю Софи утвердили на роль Сансы Старк, ни она сама, ни создатели "Игры престолов" не подозревали, что кровавые схватки в Семи Королевствах продлятся целых девять лет, а сериал назовут самым успешным за всю историю кино.
...Софи напрочь забыла, что ее ждут в театральном классе школы агенты по кастингу, и побежала после уроков с подружками в кафетерий. Там-то ее и нашел преподаватель драмы. Девочка участвовала в пробах и раньше — их устраивал своим подопечным этот самый учитель, но все без толку.
В то лето агенты рыскали по британским школам в поисках двух юных героинь — канал HBO в 2009 году приступал к съемкам «Игры престолов», нового проекта по мотивам цикла романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Софи знать не знала ни о каком Мартине, зато недавно блеснула в школьном спектакле «Волшебник cтраны Оз», и ее заметили. Хотя... не будь очередь за булочками и кексами в кафешке такой длинной и не догадайся руководитель театральной студии, где искать сластену, Софи могла упустить свой шанс. И училась бы сейчас, как многие одноклассники, в колледже, подрабатывала бы где-нибудь в пабе и снимала скромную квартирку на пару с подружкой.
Она родилась двадцать первого февраля 1996-го в городке Нортгемптон, но через два года семья переехала в Честертон, что в графстве Уорикшир в центральной Англии. Девочка с трех лет по субботам занималась в театральной студии Playbox Theatre Company — такие есть почти в каждой английской школе. Туда Софи отвозила мама, старшие сыновья Уилл и Джеймс в это время находились под присмотром отца.
Родители никакого отношения к театру или кино не имели: Салли учительствовала, ее муж Эндрю Тернер работал в фирме, производящей грузовые поддоны. Дочка же, едва научившись говорить, заявила, что непременно станет актрисой и будет сниматься. Самым любимым ее фильмом был «Титаник», который она смотрела множество раз, замирая от восторга и оплакивая гибель Джека — Ди Каприо. К столетию катастрофы картина Кэмерона вышла в 3D-формате. Естественно, Софи не могла пропустить это событие, в финале опять расплакалась, а на обратном пути даже повздорила с подругой — та начала болтать о чем-то постороннем, и Тернер возмутилась: «Да как ты можешь сейчас думать о всякой ерунде?»
Родители к увлечению дочери актерством относились снисходительно, однако когда мать узнала, что их девочку утвердили в «Игру престолов» и ей придется уехать из Честертона, в панике позвонила мужу, чтобы тот запретил Софи сниматься. Она же еще ребенок, а нагрузки, судя по всему, предстоят совсем недетские! Эндрю жену резко оборвал: дочь мечтает стать актрисой, это ее право. Напомнил, что ради этого девочка даже отказалась поступать в Королевскую балетную школу, где ей предложили место. Мы не должны мешать, заключил отец. И все-таки Салли продержалась целых два дня, прежде чем сообщить Софи новость: «Милая, поздравляю, роль Сансы — твоя».
Матери пришлось бросить работу и сопровождать дочь в течение всего подготовительного и съемочного периода: несовершеннолетним актерам не позволено находиться на площадке без родственника или назначенной студией дуэньи-компаньонки.
С разрешения матери тринадцатилетнюю блондинку первым делом перекрасили в рыжую. Увидев свое отражение в зеркале, Софи поначалу опечалилась — настолько ей не понравилось, но продюсеры объяснили: медный цвет отличает ее от остальных персонажей и делает образ более запоминающимся. Однако за несколько лет съемок волосы актрисы настолько сильно пострадали, что стало ясно: красить их больше нельзя — и Софи стала сниматься в парике.
Впрочем, перспектива лишиться шевелюры — далеко не единственное испытание, которое ей пришлось выдержать на площадке по воле автора «Песни Льда и Пламени» и шоураннеров (на американском ТВ этот человек в одном лице и исполнительный продюсер, и сценарист, и редактор). Тернеры, соглашаясь на участие дочери в проекте, не подозревали, что в многолетних войнах между Семью Королевствами — съемки проходили в Северной Ирландии, Марокко, Испании, на Мальте, в Хорватии, Исландии — прольются реки бутафорской крови, отцу героини Софи отрубят голову, матери перережут горло, а саму ее лишат дома и подвергнут страшным надругательствам. Не ведала об этом и сама дебютантка.
Любопытно, что несмотря на огромную популярность романов Мартина мало кто из актеров был с ними знаком до запуска проекта. Питер Динклэйдж, Лена Хиди, их экранный отец Тайвин Ланнистер — Чарльз Дэнс, экранные сестра и брат Софи Мэйси Уильямс — Арья и Айзек Хэмпстед-Райт — Бран, Натали Дормер — Маргери, Кэрис ван Хаутен — Красная женщина Мелисандра, Лайам Каннингем — сир Давос даже через несколько лет признавались, что не прочли ни одной части саги. Динклэйдж пошутил: дескать, теперь Мартин об этом узнает и прибьет моего персонажа. Дэнс же сказал, что романы ужасно толстые и его пугают. Более «сознательные» начали знакомство с сагой, когда их утвердили в сериал, но не все спешили узнать наперед судьбу своего героя. Для Николая Костера-Вальдау — Джейме Ланнистера, к примеру, большой неожиданностью стало то, что он лишится руки, а для Ричарда Мэддена — смерть его Робба Старка на Красной свадьбе.
Между тем от серии к серии, от сезона к сезону напряжение нарастало и множилось количество смертей. Когда Софи, читая сценарий, узнавала, что экранный жених принц Джоффри обещает ей преподнести голову брата на блюде в качестве свадебного подарка или заставляет смотреть на голову отца, насаженную на пику, девушке не нужно было особенно вживаться в роль, чтобы передать эмоциональное состояние Сансы. И то, что мать все время находилась рядом, не раз спасало ее от нервных срывов.
Конечно, помогало и невероятно бережное отношение всей группы к юной актрисе. В пятом сезоне Тернер предстояло играть психологически тяжелую сцену — в брачную ночь ее насилует один из самых маргинальных персонажей саги садист Рамси Болтон. В романе Мартина этой линии нет, и сценарист страшно переживал за девушку. Он полдня сидел, обхватив руками голову, и повторял как заведенный: «Прости меня! Прости!»