Сушите весла: 5 корабельных бунтов, которые вошли в историю
К восстанию корабельных команд в разные века приводили разные причины
Весной 1897 года бразильские матросы со сторожевика «Арагуара» выловили из волн бутылку. В находившемся в ней послании второй помощник капитана Хеджер молил о спасении своей шхуны «Морской герой», захваченной мятежниками. Бразильцы поспешили на помощь, но оказалось, что бутылку в воду бросил никакой не Хеджер, а писатель Джон Пермингтон, причем 32 года назад и для рекламы своего романа «Морской герой». Впрочем, так быстро и счастливо заканчивались далеко не все морские бунты в истории.
Например, после восстания на корабле «Баунти» капитан Уильям Блай почти полгода находился на грани гибели, оставшись в одиночестве на лодке посреди Тихого океана. Вспоминаем об этом и еще четырех известных корабельных бунтах.
Без руля и ветрил
Миссия знаменитого военного судна «Баунти» была мирной: доставить на плантации Ямайки саженцы хлебного дерева и обеспечить работников дешевой и сытной едой.
«Баунти» вышел на маршрут Спитхед — Таити 23 декабря 1787 года, но погода помешала выйти к мысу Горн до начала тихоокеанского сезона ураганов. Поэтому капитан Уильям Блай выбрал медленный, но безопасный путь через Атлантический и Индийский океаны, и почти через год после старта фрегат прибыл на Таити.
К тому моменту матросы уже ненавидели командира-деспота. Следующие полгода, пока саженцы готовили к погрузке, экипаж бездельничал, активно покорял местных женщин и не горел желанием снова попасть в ежовые рукавицы Блая. Поэтому, когда пришло время отправляться домой, тому пришлось загонять матросов на борт угрозами.
Устав от роли буфера между Блаем и командой, 28 апреля 1789 года помощник капитана Флетчер Кристиан поднял бунт. Его поддержали 29 моряков, которые и повели «Баунти» обратно к беззаботному острову Таити. Капитана и верных ему 18 матросов посадили в семиметровый баркас и оставили в открытом океане. Невероятно, но Блай сумел без карт, по памяти, добраться домой — жалкая горстка людей выжила, проплыв за семь недель почти 7000 километров.
«Не мог иначе»
«Извини, я не мог иначе. Придем к месту назначения, ты вправе будешь решать свою судьбу сам» — такую записку обнаружил 9 ноября 1975 года командир корабля «Сторожевой» Анатолий Потульный в рубке на нижней палубе, где его запер под вооруженной охраной замполит Валерий Саблин.