Мама, мне скучно...
Как научить ребенка развлекать себя самостоятельно
Горы игрушек, огромное количество книг, раскрасок и материалов для творчества… А ребенок все равно висит на маминой ноге и требует поиграть с ним, потому что одному ему скучно и неинтересно. Но стоит ли постоянно потакать таким просьбам? И можно ли научить его развлекать себя самому?
«Поиграй со мной!»
«Лиса, давай играть!» – радостно кричала маленькая девочка Жихарка в известном мультике.
А единственное, чего хотела изможденная Лиса, – побыть в одиночестве и тишине. Многие мамы в конце активного дня наедине с ребенком чувствуют себя примерно так же (а если они еще и работают, то и еще хуже). Малыш ни на минуту не оставляет ее в покое и постоянно требует к себе внимания. А ведь другие дела никто не отменяет. Даже если мама не прочь уделять 100% своего времени развлечению малыша, но она не всегда может.
Почему дети не хотят отпускать маму и играть самостоятельно даже в тех случаях, когда, казалось бы, все условия для этого созданы? Этому есть ряд объяснений.
Не учтены все факторы
Нам кажется, что достаточно купить ребенку раскраску, развивающую игру, новую машинку или куклу, как он тут же начнет с ними играть и перестанет бесконечно требовать от родителей внимания. Но одного наличия игрушек или альбома вовсе недостаточно для того, чтобы ребенок начал развлекать себя сам.
Во-первых, игрушки могут быть неподходящими ему по возрасту. Во-вторых, слишком сложными, чтобы самостоятельно с ними разобраться. В-третьих, неинтересными лично ему. Ведь если мальчик увлекается собиранием камешков и гербариев, то вряд ли он захочет играть с гоночным треком или самым крутым радиоуправляемым трактором – они могут показаться ему скучными!
Нет подходящих навыков
Умение играть и придумывать себе развлечения – это навык, которому нужно научить. Да, есть отдельные дети, которые, кажется, с рождения могут часами играть в одиночестве. Но большинству этому приходится учиться. И именно взрослые должны показать ребенку, чем можно себя занять, как нужно обращаться с той или иной игрушкой и как можно с ней играть.
Но бывает и так, что родителей не устраивает, во что играет их ребенок: например, девочка предпочитает не переодевать и баюкать кукол, а гонять машинки и строить башни из кубиков. Из-за этого они отнимают у нее любимые игрушки и дают, по их мнению, подходящие ее склонностям и интересам. Таким образом взрослые лишают малыша самостоятельности. А он, не зная, одобряют ли родители его выбор, предпочитает заранее спрашивать и просить играть с ним.
Нет контакта между родителями и ребенком
На самом деле малышу вовсе не скучно играть одному. Но он хочет проводить больше времени с мамой и папой, поэтому призывает их к совместным играм. Такие просьбы – крик о помощи, через которые ребенок хочет добиться внимания дорогих ему людей. Это особенно актуально в эмоционально холодных семьях, где взрослые держат дистанцию между собой и отпрыском, а также у очень занятых родителей, у которых из-за работы не хватает времени на то, чтобы проводить с детьми достаточно времени.
Также неспособность к самостоятельной игре может говорить о некоторых ментальных и психологических нарушениях. В этом случае, особенно когда малыш по возрасту уже должен овладеть навыком самостоятельной игры, нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом или нейропсихологом, чтобы исключить патологии в развитии или вовремя начать их корректировать.
«Я сумею! я смогу!»
Хорошая новость – навык самостоятельной игры можно сформировать, причем сделать это достаточно легко.
Предлагаем тебе несколько способов помочь ребенку научиться играть самостоятельно. Они действительно очень простые.
Проведи ревизию игрушек
В разборе обязательно должен принимать участие ребенок. Разделите все детские сокровища на несколько групп: интересные и подходящие по возрасту; непонятные; неинтересные и не подходящие по возрасту. Последние раздай знакомым или отдай в благотворительные организации. Первые оставь в свободном доступе. А вторые убери из зоны видимости и доставай по одной.
Объясняй правила игры
Когда ты приносишь новую игрушку или достаешь из хранилища «непонятную», обязательно расскажи малышу, что это, для чего нужно и как с этим можно играть. Несколько раз используйте игрушку вместе, а потом предоставь ему действовать самому.
Находи время на то, чтобы проводить его только с ребенком
Поверь, малышу вовсе не нужно, чтобы ты круглосуточно его развлекала. Однако для любого ребенка жизненно необходимо проводить хотя бы 10–15 минут в день с мамой или папой. Необязательно в этот момент именно играть. Вы можете обсуждать какие-то «очень важные» детские вопросы, читать книги, смотреть передачу или просто обниматься. Главное, чтобы все твое внимание в это время принадлежало только ребенку. А если детей в семье больше одного, постарайся найти эти драгоценные минуты для каждого из них.
Давай больше свободы
Ребенок хочет (как мама!) играть во «взрослые» кастрюли и мешать свой «суп» настоящим половником? Разреши ему это (посуду потом вымоешь). Вместо плюшевого мишки он укладывает спать машинку или трактор? Почему бы и нет! Пробует разобрать игрушечную мебель? Отлично. Запрещай только действительно опасное и неприемлемое. Например, ни в коем случае нельзя брать в рот мелкие детали, грызть пластилин или специально ломать игрушки. А если в процессе своих экспериментов малыш случайно рассыпал, покрасил или сломал что-то, придумайте вместе, как это можно исправить. Но только не ругай его.
Поощряй самостоятельность
Часто ребенок хочет сам себя занять, но мы не даем ему это делать. Например, он готов часами разглядывать каждый куст по пути в магазин, но мы спешим и не разрешаем ему останавливаться.
Более правильным в этом случае будет договориться – «Сейчас мы пять минут посмотрим, а потом пойдем», чем одергивать, ругать и запрещать. Исключение – если ты действительно опаздываешь, например, в поликлинику или на встречу. Во всех остальных случаях выделить ребенку пять минут на исследования ты точно можешь.
Отстраняйся постепенно
Малышам до двух лет крайне необходима в игре помощь взрослого. Они, конечно, могут играть и сами, но очень недолго и в интересные им игры. Детям постарше твое присутствие нужно чисто номинально, чтобы знать, что мама рядом и никуда не ушла.
Поэтому инициируй игру, а сама постепенно отстраняйся. Сначала просто наблюдай, потом занимайся своими делами в той же комнате. Затем можно вообще оставить малыша одного. Но перед тем как уйти, обязательно скажи, что будешь в соседней комнате или на кухне, и, если ты ему понадобишься, он может в любой момент тебя позвать.
Находи партнеров для игр
Наверняка и в вашем окружении, и в районе есть дети одного возраста с твоим ребенком. Если он не ходит в детский сад или на развивающие занятия, ему необходимы партнеры для игр. Зовите к себе домой знакомых, соседей с малышами, сами ходите к ним в гости. Если вторая мама согласна, забирайте к себе малышей по очереди. Так вы освободите друг другу время на какие-то неотложные дела, а дети найдут себе товарищей для игр.
Тревожным и очень чувствительным ребятам особенно трудно отпускать маму или папу из поля видимости. Поэтому не стоит оставлять их одних. Разреши ребенку играть в том месте, где ты сейчас находишься, или привлекай его к выполнению домашних дел, постепенно поощряя его самостоятельность.
Всему свой срок
Порой кажется, что ребенок никогда тебя не отпустит. Но это не так, и ты это знаешь. Время, терпение и любовь творят чудеса. И однажды ты увидишь увлеченно играющего малыша, который не нуждается в твоем ежеминутном присутствии.
Карина Рихтере, психолог, специалист по родительско-детским отношениям, автор проекта mamazonka.ru
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru (2).
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl