5 знаковых коллабораций композиторов и художников
Мечта о "всеискусстве", которое объединило бы музыку, живопись, литературу и архитектуру, уходит корнями в XIX век. Она владела еще умами композиторов-романтиков — Вагнера, Скрябина и других; позже на помощь ей пришли мультимедийные технологии. Мы вспомнили 5 выдающихся примеров союза искусств за последние полстолетия — по случаю российской премьеры на фестивале Sound Up произведения “Reich/Richter”, детища двух визионеров XX века, композитора Стива Райха и художника Герхарда Рихтера.
1Янис Ксенакис + Ле Корбюзье
«Электронная поэма», павильон фирмы Philips, 1958
Биография Яниса Ксенакиса — композитора и архитектора, одного из столпов послевоенного музыкального авангарда — читается как роман. 19-летний юноша из обеспеченной, чрезвычайно интеллигентной греческой семьи, изучавший полифонию, математику и древнегреческий язык, студент архитектурного факультета Афинского политехнического университета, он был вынужден прервать учёбу из-за начала войны и вступил в партизанский отряд Национально-освободительного фронта Греции, сперва борясь с нацистской, а позже — с английской оккупацией. Шрапнель британского танка изуродовала ему левую половину лица; Ксенакис пережил контузию и потерял один глаз. Начиная с 1947 года, когда в Греции начались чистки среди коммунистов и бывших бойцов Сопротивления, по поддельным документам он бежал в Италию, а затем во Францию, где находился нелегально. Его отец, брат и многие знакомые, оставшиеся в Греции, оказались в тюрьме; самого Ксенакиса на родине обвинили в государственной измене и заочно приговорили к смертной казни — в начале 60-х она была заменена 10-летним тюремным заключением, а упразднен приговор был лишь в 1974-м, с падением в Греции правой диктатуры.
Оставаясь во Франции, Ксенакис продолжал занятия музыкой и архитектурой: он поступил на работу в мастерскую Ле Корбюзье и сотрудничал с великим французом на протяжении 13 лет, сперва выполняя незначительные ассистентские, а позже — все более важные функции. Кульминацией его работы у Ле Корбюзье стал павильон фирмы Philips: прославленная конструкция, сооруженная для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 г. и получившая название «Электронная поэма». Сам Корбюзье, чрезвычайно загруженный работой над архитектурным комплексом города Чандигарх в Индии, был автором концепции и эскиза павильона, но полностью делегировал его проектирование Ксенакису, который создал рабочие чертежи и руководил процессом возведения. Лишенный фасада, состоящий из криволинейных «текучих» форм и динамичных плоскостей, «скручивающихся» в гиперболические параболоиды, павильон отражал композиторские занятия и интересы Ксенакиса: «Хотим мы того или нет, но между архитектурой и музыкой существует мост. Он основывается на структурах нашей психики, которые в обоих случаях одинаковы. (…) При проектировании павильона Philips я заимствовал идеи из оркестровой музыки, которую сочинял в то время», — рассказывал он.
Пространство планировалось Корбюзье как мультимедийное: «В этом помещении зазвучат симфонии, изображающие в музыкальных формах раскрепощенные силы электроники. Представление будет включать изображения, цветные и музыкальные ритмы. Электронная поэма соединит воедино то, что до этого можно было воспринимать раздельно: кинофильм, музыкальную запись, цвет, слово, шум и тишину. Действие поэмы будет разворачиваться перед 500 зрителями в продолжение 10 минут на каждом сеансе». Посещение павильона подразумевало прослушивание музыки: её авторами были французско-американский авангардист Эдгар Варез и сам Ксенакис. Его работа представляла собой musique concrete — «конкретную музыку». Так называется направление, связанное с использованием и редактированием звуков физического мира. Поразительная по красоте и элегантности миниатюра «Concrete PH», звучавшая при входе и выходе из павильона, оказывает почти физиологическое воздействие на слушателя и создаёт иллюзию овеществленной, «текстурной» звуковой среды, которую, кажется, можно воспринимать не слухом, но осязанием. В ней нет никакого нотного материала: Ксенакис использовал шипение раскаленных углей, превратив природные звуки в «крупнозернистую» пелену шума, создающую АСМР-ощущения.