Новая сцена Александринского театра
За 10 лет команда Александринки сделала новую сцену Национального драматического театра прогрессивным междисцплинарным центром. Здесь не только показывают спектакли — лауреаты «Золотой маски» («Нана» Жолдака и «Чук и Гек» Патласова!), но и ставят инклюзиклы и сказки от нейросетей, смотрят танцперформансы и спектакли-инсталляции, слушают Каравайчука и Jane Air, постхор Attaque de Panique и акусматическую музыку. И даже собственное телевидение у них есть!
Валерий Фокин, режиссер, художественный руководитель Александринского театра
Идеолог создания Новой сцены и поклонник гротескного «театра условности» Всеволода Мейерхольда — к юбилею площадка стала называться в честь оппонента системы Станиславского, а у самого здания появился памятник режиссеру — реформатору театрального языка.
С самого начала у меня и коллег была одна задача — чтобы получилась не еще одна новая малая сцена, а пространство, которое работало бы как междисциплинарный культурный центр. Чтобы там, кроме театральных лабораторий и опытов, был целый ряд смежных программ: музыкальных, танцевальных, образовательных, лекционных. Одно удалось больше, другое — меньше, но мы справились. Для меня это и есть самое главное удовлетворение: сегодня Новая сцена имени Всеволода Мейерхольда (режиссер работал десять предреволюционных лет в Александринке. — Прим. ред.), как она называется с этого года, функционирует именно как театрально-культурный центр. Здесь довольно плотный поток людей, много молодежи. Можно прийти в книжную лавку, кафе, провести переговоры или встречи. Параллельно работают пространства, где идут репетиции и спектакли. А в медиастудии — вообще своя жизнь. Все очень правильно, потому что такой и была наша изначальная идея. Историческое здание Александринского театра, которое находится рядом, питает творчески новое пространство, а оно, в свою очередь, обогащает основную сцену. По сути, это воплощение на деле завета Мейерхольда про сочетание традиционализма и новаторства. Формула нашего театра, на которой он завязан.
Десять лет — это серьезный срок. Может быть, с точки зрения истории Российского государства и всех нас маловато, но для театра существенно. Новая сцена обязательно должна подойти к своему следующему этапу. Не изменяя общей концепции театрально-экспериментального центра, мы будем искать с командой другие формы. Тем более, что следующий год юбилейный — 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда. В него не только символично, но и интересно начать новую жизнь.
Движение и какое‑то переосмысление необходимо не только Новой сцене, но и всему Александринскому театру. Несмотря на сегодняшние трудности, надо это продолжать. В 2023-м двадцать лет, как я художественный руководитель, а по факту — 21 год, потому что «Ревизор» был поставлен в 2002‑м (первая работа Валерия Фокина в Александринке с реминисценциями из спектакля Мейерхольда 1926 года получила «Золотую маску» и «Золотой софит». — Прим. ред.). Владимир Немирович Данченко давал 13–15 лет театру. Он, конечно, не имел в виду, что театры следует закрывать по истечении этого времени. Речь про обновление, свежие идеи. Это мы и будем пытаться реализовывать.
Кто в команде новой сцены
Александр Малич, генпродюсер
С приходом в команду журналистакультуртрегера в жизни Петербурга появилась аксиома: когда не знаешь, куда культурно сходить, иди на Новую сцену — в ее афише всегда есть что посмотреть и послушать.
Моя самая большая гордость — наша команда. Классные ребята, с которыми просто здорово каждый день встречаться на работе. Думаю, они мой самый главный успех и удача. Из того, что мы уже сделали вместе, сейчас самым важным кажется фестиваль в честь десятилетия «Новая X»: за три дня удалось показать многое из того, чем мы занимаемся. Например, танцперформанс Ксении Михеевой «Непокой», спектакль-инсталляцию Кирилла Люкевича (оба — обладатели «Золотых масок»!), а также концерты петербургских рокеров Jane Air и пианистов-новаторов Настасьи Хрущевой из андеграундного «Тру театра», Алексея Гориболя, популяризатора неоакадемической музыки, и соединяющего джаз и классику Риада Маммадова.