Спасите наши души: как появился международный сигнал бедствия SOS
Аббревиатура SOS — культовое, простое и понятное всем обозначение сигнала бедствия. Рассказываем, почему было выбрано именно такое сочетание букв и как шифр стал общепринятым международным знаком.
Первое зарегистрированное использование сигнала SOS было отправлено 11 августа 1909 года у берегов мыса Хаттерас, Северная Каролина
О том, что за аббревиатурой SOS кроется сигнал с просьбой о помощи, знает даже маленький ребенок. Но вы когда-нибудь задумывались, почему были выбраны именно эти три буквы и как они расшифровываются? Спешим вас огорчить: SOS не означает ни «Спасите наш корабль», ни «Спасите наши души». Такое сочетание букв просто стало удобным кодом, который легко передать с помощью азбуки Морзе.
Как появился сигнал SOS
Долгое время сигналы бедствия передавали с помощью совершенно разных способов: семафорных флажков, высоких костров, громких звуков и самых разных надписей. Общепринятого сигнала, который бы кратко и однозначно давал понять, что кто-то находится в беде и нуждается в помощи, не существовало.
Сигналы бедствия стали набирать популярность с развитием телеграфного оборудования на кораблях. Первые сигналы звучали более логично при расшифровке, чем SOS, например, CQD обозначал: Come Quick, Danger — «Идите быстрее, опасность». Однако был нюанс — передать такой шифр с помощью азбуки Морзе было сложно.
Тогда моряки решили передавать сигнал бедствия с помощью более удобной шифровки: трех точек, трех тире, трех точек. В переводе с азбуки Морзе три точки обозначали S, а три тире — O. Так и появилась аббревиатура SOS, не имеющая конкретного перевода ни на английский, ни на один другой язык. Все расшифровки типа Stop Other Signals «Прекратите другие сигналы» и Save Our Souls «Спасите наши души» были придуманы уже после того, как сигнал вошел в обиход.
Официальное принятие сигнала SOS
Для того, чтобы ввести SOS в обиход понадобилось достаточно много времени. Первые годы договориться о едином коде бедствия для всех стран мира не получалось из-за высокой конкуренции между национальными радиотелеграфными компаниями.