Спаси Байкал: как главное озеро России задыхается от пластика
Загрязнение Байкала, природного феномена, стало в этом году одной из самых резонансных для россиян тем — настолько, что русскоязычные пользователи даже устроили флешмоб в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) актера Леонардо ДиКаприо, чтобы с его помощью привлечь внимание к экологической ситуации на озере. Медиакоординатор проекта «Ноль отходов» (Greenpeace) Ирина Скипор провела неделю на Байкале, чтобы выяснить, насколько озеро страдает от пластика. И увидела, как на его берегах старые пакеты рассыпаются в руках, а на бутылках из-под лимонада растет лишайник.
Главный курорт Сибири
Мы стоим недалеко от поселка Выдрино в Кабанском районе Бурятии — на пляже, утыканном машинами и отдыхающими. Дети визжат и плещутся в воде, атмосфера расслабленная, хочется расстелить полотенце и стать частью этого беззаботного общества. Но мы не на Черном море, а на Байкале и приехали сюда по делу. На этот пляж нам посоветовали заехать местные — обещали, что мы найдем здесь много мусора. Но тут на удивление чисто, только контейнеры на берегу переполнены. Мешки с мусором отдыхающие все равно несут к ним, а не оставляют на пляже. Мы возвращаемся к машине, и по пути я замечаю желтое пятно, затаившееся под большой корягой. Это пластиковый пакет с надписью “Жемчужина Сибири”, и я забираю его с собой.
Мы приехали на Байкал, чтобы искать пластик на берегах. Даже название придумали для этого дела — пластиквотчинг, по аналогии с бердвотчингом. Пластик мы, конечно, не только наблюдаем и считаем, но и собираем. А вместе с ним и остальной мусор, который находим на небольших участках — “полигонах” — длиной 100 метров. Все находки взвешиваем и делим на 162 категории, как прописано в международной методике.
Похожей работой несколько лет под руководством научных институтов занимались в разных странах — от Турции и Швейцарии до Великобритании и Испании. Данные, которые получили на тысячах мониторингов, помогли определить главных загрязнителей прибрежных территорий, некоторые одноразовые пластиковые товары из списка запретят в Европе к 2021 году.
Гринпис отправился на Байкал, чтобы выяснить, добрался ли пластик до самого чистого озера в мире. Потому что если добрался, то пора бить тревогу.
Почти лазурное побережье
Мы на Малом море, недалеко от поселка Сахюрта (часть озера Байкал в средней его части, отделенная островом Ольхон. — Esquire). Заезжаем на высокий холм и видим внизу пляж как из рекламы “Баунти”, только без пальм — прозрачнейшая вода, светло-желтый песок. Несколько человек спускаются, чтобы посмотреть, “берем” ли мы эту точку. Я остаюсь наверху, уверенная, что сейчас услышу из рации шипящее «Здесь чисто, едем дальше». Но я ошибаюсь.