Сосновая основа: как заработать на конфетах из сибирских шишек
Намучившись с интернет-стартапами, чета сибирских предпринимателей создала кондитерское производство. Получив в прошлом году 570 тыс. руб. чистой прибыли, супруги решили превратить свои сладости в массовый продукт
«Нас часто спрашивают: «Это можно есть? Да ладно! Вы бы еще из травы сварили!» А мы и варили. На заказ, один раз, для экологов, варенье из луговых трав. С места на берегу реки Издревой, которое они держат в тайне, чтобы местные жители его не загрязняли бытовым мусором», — рассказывает 31-летняя Татьяна Соловенюк, соосновательница проекта «Озорная шишка» — бренда сладостей и сувениров из сибирских шишек. Три года назад предпринимательница и ее муж, 35-летний Денис Пчельников, поняли, что деньги можно делать на обычных шишках, которые лесозаготовительные компании обычно сжигают за ненадобностью. Супруги производят варенье, конфеты и несколько других видов продуктов. Затея оказалась гораздо более выгодной, чем интернет-стартапы, с которых Пчельников и Соловенюк начинали свой путь в бизнесе. В прошлом году продукция «Озорной шишки» стала продаваться не только в Сибири, но и в Москве и Санкт-Петербурге.
Набили шишек
Будущие основатели бизнеса познакомились, когда Соловенюк училась на последнем курсе барнаульского отделения Московского госинститута культуры. Уроженец Новосибирска Пчельников по специальности был программистом. С 2012 года он вместе с женой участвовал в разработке сервиса совместных поездок «ВПути». Когда в 2014 году создатель сервиса Александр Борисов переехал жить в Набережные Челны, он пригласил своих разработчиков последовать за ним.
Идея первого собственного бизнеса у супругов появилась именно в пути. «После некоторой моральной подготовки мы с десятимесячной дочкой сели в машину и уехали жить в Набережные Челны. По дороге завезли шапочному знакомому в Челябинск раритетную книгу за шоколадку», — вспоминает Соловенюк. Этот случай супруги не раз вспоминали впоследствии. У «ВПути» был ценный ресурс — база водителей, которые собираются ехать в другой город и которые не против если не подвезти попутчика, то хотя бы забросить по дороге посылку, чтобы компенсировать часть расходов на бензин», — говорит Соловенюк. У супругов родилась идея собственного сервиса доставки посылок «Народная почта», который дополнил бы возможности «ВПути»: в глубинке такой сервис мог бы оказаться оперативнее и дешевле «Почты России».
Супругам удалось найти инвестора и построить сеть из десяти пунктов выдачи, находившихся в магазинах Набережных Челнов. Но расшириться не получалось. Обычные люди сервисом пользовались редко, потенциальные клиенты, за счет которых супруги пытались увеличить продажи — интернет-магазины — большого интереса не выражали. К тому же у партнеров не получалось выстроить оптимальную логистику. В итоге проект работал в ноль.
В итоге Пчельников и Соловенюк переключились на другой бизнес — запустили интернет-магазин сувениров, где продавали изделия сибирских мастеров, сушеные травы, настойки и бальзамы. Как и в предыдущем бизнесе, выручки хватало только на то, чтобы закупить товар и организовать его доставку. Супруги задумались о том, чтобы расширить ассортимент за счет какой-то продукции, которую они могли бы производить сами. Нужная идея появилась лишь в декабре 2015 года, когда Пчельников и Соловенюк вернулись обратно в Сибирь.
Сосна в иллюминаторе
«На день рождения подруга подарила мне необычный подарок — банку варенья из сосновых шишек, — вспоминает Татьяна Соловенюк. — Тут-то я и подумала: вот оно». По ее словам, такое варенье в Сибири делали давно: считается, что оно помогает от кашля и повышает иммунитет. Но массового производства и специального интернет-магазина, где такое варенье продавалось бы, не было. Пчельникову идея понравилась, поскольку в ней сочеталось сразу все, чем он хотел заниматься: «Во-первых, стартап с материальной продукцией, которую можно потрогать руками. Во-вторых, связь и сотрудничество с мастерами и ремесленниками Сибири. В-третьих, наше личное развитие как реализаторов новых идей», — говорит предприниматель.
Поскольку ни на сервисе доставки, ни на интернет-магазине супруги практически ничего не заработали, 15 тыс. руб. на закупку первой партии варенья пришлось взять из декретных денег Соловенюк, родившей вторую дочь. При этом партнеры все-таки собирались делать собственное производство. «Жили на зарплату Дениса, а на детские пособия приобретали оборудование для изготовления и хранения», — вспоминает предпринимательница. Первую партию из 500 банок, заказанную в феврале 2016 года, партнеры продавали на местных ярмарках Новосибирска и Барнаула. Ее быстро раскупили, и супруги решили вложить в бизнес все ресурсы. Даже интернет-магазин решили переименовать — варианты названия обсуждали в соцсетях со своими подписчиками и в итоге остановились на «Озорной шишке».