Эйзенштейн снял драму об Иване IV во время войны и попал в немилость к Сталину

Культура.РФИстория

Интересные факты о Сергее Эйзенштейне

Портал «Культура.РФ» совместно с проектом «Карта истории» публикует интересные факты о работе Сергея Эйзенштейна в 1940-е годы. Как режиссер поставил любимую оперу Гитлера, снял драму об Иване Грозном во время войны и попал в немилость к Сталину — читайте в нашем материале.

Автор: Евгения Ряднова

0:00 /
475.772
Сергей Эйзенштейн. Фотография: moiarussia.ru

Сергей Эйзенштейн поставил любимую оперу Гитлера

В августе 1939 года Советский Союз и Германия заключили пакт о ненападении. Страны стали налаживать культурные связи — в Германии собирались поставить оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», а в России — оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Именно Эйзенштейну поручили постановку в Большом театре. Кстати, из-за этого пакта из проката изъяли предыдущую ленту режиссера — фильм «Александр Невский».

Эйзенштейн так писал о работе в театре: «Просматривая фотографии, изучая описание прежних постановок Вагнера на сцене, неизбежно ощущаешь одно: люди, выведенные на сцену, люди XIX века, — как бесконечно далеки они от людей мифа, легенд древних времен, в тайну которых сумел проникнуть Вагнер!

Буржуазный человек капиталистического XIX века — всегда один, изолирован, во враждебном отрыве от ближнего и среды, в раздоре с гармонией мира, в непримиримом разладе с человеческим обществом. Так выглядят и эти одетые в пернатые шлемы персонажи. <...> Победить этот разрыв, противопоставить ему единство первичной гармонии между человеком и средой — вот чего хотелось добиться в пластическом разрешении этого спектакля».

В итоге спектакль продержался всего шесть представлений — его сняли из репертуара еще до начала войны.

До фильма «Иван Грозный» Эйзенштейн хотел снять картину о самом громком дореволюционном деле

В 1940 году Сергей Эйзенштейн предложил экранизировать пьесу Льва Шейнина о скандальном судебном процессе 1913 года: фильм должен был рассказать о суде над евреем из Киева, которого обвинили в ритуальном убийстве ребенка.

Эйзенштейн писал к Сталину: «Эта тема увлекает не с точки зрения еврейской проблемы, отсутствующей в нашей стране, и не с точки зрения разработки фабулы самого процесса, а как тема о великом русском народе, ответившем на процесс массовой волной забастовок протеста. Этот же русский народ в лице крестьян, вошедших в состав присяжных… вынес оправдательный приговор, несмотря на огромное воздействие, которому подверглись присяжные заседатели».

Начальник кремлевского Управления пропаганды идею не одобрил.

Афиша художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: my-ussr.ru

Когда Сталин предложил Эйзенштейну снять кино о царе-диктаторе Иване Грозном, режиссер думал неделю

Это был государственный заказ, который поступил не только Эйзенштейну. Алексею Толстому, например, заказали пьесу, а Дмитрию Шостаковичу — оперу.

Режиссер не сразу ответил на предложение — он размышлял неделю. К работе над сценарием Эйзенштейн приступил перед самым началом войны. Он изучил летописи, фольклор и труды по истории.

«Создавая образ Грозного в концепции нашего времени, я из биографии его беру те эпизоды, из которых сложилась моя концепция и мое понимание. Те факты, которые я считаю «характерными», ибо «характерен» не сам факт по себе, но наличие его в концепции исторического понимания и «освещения» факта определенным историческим сознанием». Сергей Эйзенштейн

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

Роль Елизаветы I Эйзенштейн собирался отдать мужчине

Для сцены с королевой Елизаветой I Сергей Эйзенштейн хотел позвать своего друга, режиссера Михаила Ромма. К сожалению, сниматься ему запретил Комитет кинематографии — там не могли допустить, чтобы Глава художественных фильмов играл женщину.

На роль Ефросиньи Старицкой Эйзенштейн позвал Фаину Раневскую. Однако пробы так и не назначил. «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне очень это горестно, т.к. я люблю Вас, Грозного и Ефросинью!» — писала Раневская. Утверждать актрису на эту роль не рекомендовал министр кинематографии Иван Большаков: «Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах».

Пробы Михаила Ромма на роль Елизаветы I в художественный фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: museikino.ru

Несмотря на войну и урезанный бюджет, в «Иване Грозном» удалось воссоздать богатые палаты Кремля и боярских дворов

Съемки начались в 1943 году в Алма-Ате — туда эвакуировали «Мосфильм». Декорации строили из подручных материалов. Когда закончилась фанера, щиты стали изготавливать из местного кустарника — чия. Эскизы костюмов режиссер делал сам. Он также лично контролировал и пошив одежд.

Из Москвы возили реквизит — златотканые ризы, огромные подсвечники, алтари. Предметы для фильма собирали и по Казахстану. Начальник цеха реквизитов Глеб Шандыбин вспоминал: «Сергей Михайлович приходил к нам с художником Шпинелем, разбирался в реквизите, отбирал нужное и часами объяснял нам значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой «голос» в кадре».

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

За первую серию Эйзенштейну присудили Сталинскую премию I степени, а вот за вторую — вызвали в Кремль

Съемки завершили в 1944 году, а 20 января 1945 года первую серию «Ивана Грозного» показали в кинотеатре «Ударник». Фильм имел ошеломляющий успех.

Чарли Чаплин писал: «Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки».

Практически сразу фильму присудили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию правительство раскритиковало. Сталин говорил: «Или другой фильм — «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана».

В феврале 1947 года Сергея Эйзенштейна и Николая Черкасова, который сыграл Грозного, вызвали в Кремль. Сталин указал на ошибки, в частности ему не понравился образ Грозного: его он сравнил с нерешительным Гамлетом. Эйзенштейн спорить не стал и с правками согласился. Однако внести их не успел: режиссер умер в 1948 году от инфаркта.

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

Вторую серию все-таки показали, но уже после смерти Сталина

Николай Черкасов вместе с режиссером Владимиром Петровым хотели доработать и выпустить вторую серию фильма. Но посмотрев материал, они поняли, что фильм дополнить нельзя — можно только переснять заново. В 1958 году вторую серию выпустили в черновом варианте Эйзенштейна.

Съемки художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: museikino.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
7 вопросов трихологу 7 вопросов трихологу

Что делать, если вы заметили, что качество шевелюры резко испортилось

Худеем правильно
500 метров счастья 500 метров счастья

Интерьер этой московской квартиры как нельзя лучше соответствует запросу времени

SALON-Interior
Жуков-бомбардиров накормили дейтерированным метакрезолом и заставили стрелять Жуков-бомбардиров накормили дейтерированным метакрезолом и заставили стрелять

Ученые изучили биохимию защитного спрея жуков-бомбардиров

N+1
Человек, который умел считать Человек, который умел считать

Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы не Джордж Вашингтон

Дилетант
Как привлекать клиентов и продавать с помощью YouTube. Опыт Skyeng Как привлекать клиентов и продавать с помощью YouTube. Опыт Skyeng

Для чего нужно создавать корпоративный видеоканал и как сделать его полезным?

Inc.
«Общество забирает наше личное пространство». Правнучки Зигмунда Фрейда — о плюсах одиночества «Общество забирает наше личное пространство». Правнучки Зигмунда Фрейда — о плюсах одиночества

Отрывок из книги психотерапевта Мишель Фрейд

Forbes
Принцу Филиппу - 99! Малоизвестные подробности о муже британской королевы Принцу Филиппу - 99! Малоизвестные подробности о муже британской королевы

История принца Филиппа запомнит не только как супруга Елизаветы II

Cosmopolitan
Елена Проклова, Наталья Селезнева и еще 8 советских актрис в купальниках Елена Проклова, Наталья Селезнева и еще 8 советских актрис в купальниках

Мы решили вспомнить самые яркие образы советских актрис в купальниках

Cosmopolitan
Другая сторона моих недостатков Другая сторона моих недостатков

Мы стесняемся того, что считаем своими изъянами, и стараемся их исправить

Psychologies
Красная книга: редкие автомобили на дорогах советской Москвы Красная книга: редкие автомобили на дорогах советской Москвы

Смотрите нашу подборку редких фотографий автомобилей СССР

Популярная механика
Сериал «Космические войска» – это полнейшее разочарование Сериал «Космические войска» – это полнейшее разочарование

Даже не верится, что над проектом «Космические войска» работала команда «Офиса»

GQ
Мнение: почему в альтруизме важен сухой расчет и к чему может привести благотворительность, основанная на эмоциях Мнение: почему в альтруизме важен сухой расчет и к чему может привести благотворительность, основанная на эмоциях

Философ Уильям Макаскилл рассказывает, как устроен эффективный альтруизм

Esquire
Ускорить испытания лекарств с помощью генной инженерии: компания по производству человеческих клеток привлекла $41,5 млн Ускорить испытания лекарств с помощью генной инженерии: компания по производству человеческих клеток привлекла $41,5 млн

Технология, которая удешевит выращивание человеческих клеток

VC.RU
Сара Перри: Мельмот Сара Перри: Мельмот

Фрагмент из романа Сары Перри о неприметной англичанке Хелен Франклин

СНОБ
Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами» Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами»

Как гибкость стартапов помогает корпоративному миру внедрять новые решения

РБК
«Постфактум. Две страны, четыре десятилетия, один антрополог» «Постфактум. Две страны, четыре десятилетия, один антрополог»

Отрывок из автобиографии антрополога XX века Клиффорда Гирца

N+1
Андрей Жданов: «Текучки у нас почти нет» Андрей Жданов: «Текучки у нас почти нет»

Aq Kitchen — это высочайший уровень, с которого уже невозможно спуститься

Bones
Близкие люди Близкие люди

Иногда мы откладываем добрые дела, потому что думаем, что это сложно

Лиза
40 самых успешных звезд России до 40 лет. Рейтинг Forbes 40 самых успешных звезд России до 40 лет. Рейтинг Forbes

Рейтинг звезд Forbes 40 до 40 в этом году обновился на четверть

Forbes
Отрывок из книги Дэвида Райха «Кто мы и как сюда попали» Отрывок из книги Дэвида Райха «Кто мы и как сюда попали»

О чем может рассказать геном современного человека

СНОБ
Планетарная оборона: что делать, если на нас летит астероид Планетарная оборона: что делать, если на нас летит астероид

Наша планета несчетное число раз сталкивалась с астероидами и кометами

Популярная механика
«Кровавая» работа природы и врачей «Кровавая» работа природы и врачей

Как можно избежать осложнений при переливании крови

Наука и жизнь
Разве я сторож клону моему? Разве я сторож клону моему?

Как будущее диктует нам свои, совершенно неожиданные, и местами смешные, законы

Maxim
Удачная идея! Удачная идея!

Семь способов быстро обновить дачный интерьер

Лиза
Има Има

Стрит-артист Максим Има курирует пабликарт-проекты в коллаборации с ЦВЗ «Манеж»

Собака.ru
По другим правилам По другим правилам

Мы то и дело слышим, что после пандемии мир не будет прежним

Добрые советы
Теория информации объяснила гонку вооружений насекомых и растений Теория информации объяснила гонку вооружений насекомых и растений

Избыточность ассортимента ЛОС можно объяснить с позиций теории информации

N+1
«Я вижу то, что я слышу»: режиссер Саша Дженкинс рассказывает о роли музыки в своей жизни «Я вижу то, что я слышу»: режиссер Саша Дженкинс рассказывает о роли музыки в своей жизни

Эксклюзивное эссе от режиссера Саши Дженкинса для американского журнала Playboy

Playboy
В медицинских целях: как появились первые вибраторы В медицинских целях: как появились первые вибраторы

Как викторианские доктора додумались до идеи "генитального вибромассажера"

Популярная механика
Открыть в приложении