Наталья Метелица открыла самую грандиозную выставку сезона – «В круге Дягилевом»

Собака.ruКультура

Наталья Метелица

Текст Александра Генералова

Наталья Ивановна сфотографирована у парадных дверей Шереметевского дворца (Музей музыки), выполненных из ясеня в формах барокко, а также в Этрусской гостиной, отделанной в помпейском стиле архитектором Корсини. Жакет, блуза и юбка Bottega Veneta (ДЛТ), серьги и колье Mercury, коллекция Classic

В разгар пандемии директор Музея театрального и музыкального искусства, основательница фестиваля «Дягилев. Постскриптум» Наталья Метелица и ее команда открыли самую грандиозную выставку сезона «В круге Дягилевом»: портреты друзей, комменты коллег — так могла бы выглядеть страница в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) главного евангелиста русской культуры начала XX века.

«Собака.ru» расспросила Наталью о том, как путь Дягилева-куратора, Дягилева-продюсера и Дягилева-фандрайзера вдохновляет ее на «невозможные» проекты.

Сергей Дягилев собирал вокруг себя замечательных людей. Поэтому я придумала «концепцию 12 кругов», чтобы визуализировать и представить его творческую биографию через портреты друзей, меценатов, партнеров, коллег и близких. Архитектуру проекта придумал дизайнер нашего музея Юрий Сучков: из каждой выставки он старается сделать зрелище, спектакль, который вовлекает всех, в том числе любителей делать селфи. Мне очень помогла и вдохновила книга нидерландского исследователя Шенга Схейена «Сергей Дягилев. “Русские сезоны” навсегда». Он, кстати, единственный, кому мы сделали визу, и он прилетел на открытие выставки. Мы привезли шедевры — де Кирико, Пикассо, Руссо, но выставка не работала бы как надо без «подстрочника» — цитат из писем, прессы, дневников, описания исторических событий того времени. Этим «подстрочником» мы соединили всех людей дягилевских «кругов», показали детали их взаимоотношений: амбиции, слезы, страсти, ревность, любовь и нелюбовь. «Подстрочник» мы создавали всей командой и хотим сейчас издать.

Выставку мы задумали три года назад, многое успели сделать в 2019 году, до пандемии. Очень рады были найти партнера — Пушкинский музей — и надеялись, что после Петербурга она поедет в Москву. Так можно было бы разделить транспортные расходы, затраты на упаковку вещей. Но в итоге летом московские коллеги поняли, что не справятся: музей был закрыт, сотрудники перешли на удаленку. Вы даже не представляете, как это было: уговаривать иностранных партнеров, с которыми я не знакома лично, привезти нам шедевры в разгар пандемии, когда границы были закрыты. Мы подключили Французский институт, Итальянский институт, консула Испании. Например, мне был необходим на выставке портрет подруги и мецената Дягилева Миси Серт из мадридской частной коллекции — на нем она изображена тигрицей с повадками кошечки, в роскошном платье. И мне удалось его получить! Вот что значит место силы — Петербург!

К музейным выставкам есть два подхода. Первый — когда исследователи делают небольшие, очень глубокие выставки о материале, который хранят: французский рисунок, итальянская гравюра. Это исследование становится достоянием научного сообщества, а публика часто проходит мимо. Второй подход — привлечение к большим идеям большого количества людей, которые не очень-то разбираются в вопросе. Это возможно, когда выставка имеет размах, а материал облекается в интересную дизайнерскую форму. Такие проекты делают не просто евангелисты, а целые команды евангелистов — они подчиняют своему замыслу каждого зрителя, мимо пройти невозможно. Выставка становится модной, и на нее идут, потому что о ней везде пишут и говорят. Зритель вернется в свой город из Москвы или Петербурга, и его обязательно спросят: «А ты был на этой выставке?»

Сейчас просветительская миссия музеев как никогда велика, именно музеев — вы вообще не задумывались над этим? Есть универсальная формула, по которой нужно создавать выставочный проект. Ее вывел Николай Павлович Акимов — великий советский режиссер, блестящий художник и человек редкого ума, мудрец. Единственный, которому в сталинскую эпоху удавалось ставить шварцевские «Тень» и «Дракона». Он говорил, что любой спектакль — многоэтажный дом: первый этаж видит дворник, который метет улицу, а самые высокие этажи — интеллектуалы и философы. Вот что такое выставка сегодня.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 привычек продуктивных людей 15 привычек продуктивных людей

Привычки, которые помогут всегда оставаться продуктивными и активными

Psychologies
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Открыть в приложении