Они создают в Петербурге лекарства против сверхопасных ошибок иммунной системы

Собака.ruНаука

Команда BIOCAD

Они создают в Петербурге лекарства против сверхопасных ошибок иммунной системы, генетических поломок и рака.

Текст: Дарья Скаянская

Дмитрий Морозов, основатель BIOCAD

Ученые одного из крупнейших биофармхолдингов страны — BIOCAD — создали первый в мире препарат сенипрутуг, который может остановить развитие болезни Бехтерева — аутоиммунного воспаления позвоночника и суставов, которое приводит к инвалидности. От этого заболевания страдает более 20 миллионов человек во всем мире, и для многих из них сенипрутуг станет спасением — он прицельно уничтожает патогенные клетки, не затрагивая здоровые структуры организма (прорывной принцип действия описан в статье авторитетнейшего научного журнала — Nature!). В портфеле у BIOCAD оригинальные фармпроекты, часть из которых включена Минздравом в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), чтобы пациенты получали прогрессивную терапию по ОМС. Лекарства компания создает самостоятельно (полный цикл: от поиска молекулы до массового производства) на 7 площадках: в Петербурге (в особой экономической зоне «Нойдорф», где BIOCAD стал одним из первых и почетных резидентов), Москве и Московской области. А скоро еще в Китае и Катаре! Все это происходит усилиями команды, во главе которой ведущие эксперты фармы и ученые генетики, вирусологи, инфекционисты, биоинформатики: Дмитрий Морозов, Дмитрий Сивокоз, Анна Владимирова, Павел Яковлев, Юлия Линькова и Ирина Лучинина.

Первая в мире терапия, останавливающая болезнь миллионов

В России от болезни Бехтерева страдают более 250 тысяч человек, а на планете — все 20 миллионов. Что это за патология и почему раньше от нее не было лекарства? Редакция Собака.ru разбирается вместе с АННОЙ ВЛАДИМИРОВОЙ, директором по научному развитию BIOCAD: Анна участвовала в разработке препарата сенипрутуг от болезни Бехтерева (а до этого прошла путь от младшего научного сотрудника генетика-вирусолога до топ-менеджера).

ВЛАДИМИРОВА: Болезнь Бехтерева — это аутоиммунное заболевание, воспалительное поражение позвоночника, крестцово-подвздошных и других суставов. Как правило, оно развивается у носителей гена HLA-B27, чаще — у мужчин. Появляется боль в спине и суставах, человек теряет способность двигаться свободно. Без эффективной терапии высок риск осложнений со стороны не только опорно-двигательного аппарата, но и почек, сердечно-сосудистой системы. А это критически влияет на трудоспособность, поскольку обычно болезнь впервые проявляется у людей от 20 до 40 лет, и в течение 10 лет от начала заболевания около 40 % пациентов могут стать инвалидами. Ключевая задача — остановить прогрессирование патологии, сохранить и улучшить качество жизни, предотвратить потерю трудоспособности.

Чтобы остановить развитие болезни Бехтерева, ученые предложили подавить активность одного из главных двигателей аутоиммунных заболеваний — аутореактивных Т-клеток, разрушающих здоровые ткани. Для этого и применяется моноклональное антитело сенипрутуг — оно дает организму сигнал: «Активируй защитную функцию на максимум», и так блокирует действие ключевого компонента заболевания — TRBV9 Т-клеточного рецептора. В ноябре 2023 года об этом механизме написал ведущий мировой научный журнал Nature Medicine.

Разумеется, варианты терапии были и до препарата сенипрутуг. Но команда BIOCAD вместе с коллегами из РНИМУ им. Н. И. Пирогова открыли, как остановить первопричину болезни. Анна Владимирова объясняет: «В отличие от существующих опций терапии действие сенипрутуга направлено на инициальный элемент механизма развития заболевания, а не на устранение проявлений иммунного воспаления (симптомов). Разработка и регистрация сенипрутуга — важнейшее достижение российской науки».

Более того, на ПМЭФ-2024 министр здравоохранения сказал, что рассматривается появление сенипрутуга в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Это принципиально меняет статус препарата. ИРИНА ЛУЧИНИНАвице-президент BIOCAD по регистрации лекарственных средств — рассказывает, в чем заключается фармфеномен появления лекарства в перечне.

ЛУЧИНИНА: Включение в ЖНВЛП — гарантия государства, что человек точно получит необходимый препарат. Дело в том, что наличие лекарства в перечне позволяет уполномоченным органам регулировать его стоимость и обеспечивать лечение в рамках системы обязательного медицинского страхования. А это важно для людей с тяжелыми заболеваниями, стоимость лечения которых — это десятки миллионов в год: так у пациентов появляется бесплатный доступ к инновационной терапии.

И важно: в 2024-м команда BIOCAD добилась, чтобы в ЖНВЛП вошли первые оригинальные российские средства для лечения рассеянного склероза: дивозилимаб и сампэгинтерферон бета-1а. И теперь пациенты могут лечиться ими по ОМС.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рома Peeks Рома Peeks

Рома Peeks рисует порцию кидкорных ковров и раскрывает этимологию фамилии

Собака.ru
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Это сладкое слово «секреты» Это сладкое слово «секреты»

Какие секреты в деле убийства Кеннеди еще не были рассекречены?

Дилетант
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему

Героини, которые давали фору хакерам-мужчинам

Forbes
Диета карнивор Диета карнивор

Что будет с организмом, если есть только мясо

Лиза
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Глеб Костин Глеб Костин

Глеб Костин — фаундер бренда “.solutions” и главный петербургский визионер

Собака.ru
Сменила балет на «Игрушки»: как Агния Барто стала одной из главных детских поэтесс Сменила балет на «Игрушки»: как Агния Барто стала одной из главных детских поэтесс

История Агнии Барто, одной из главных детских поэтесс в России

Forbes
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы» Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы»

Ikarus – история автобусов, которые лидировали одновременно и в СССР, и в США

ТехИнсайдер
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось» Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось»

О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов

Коллекция. Караван историй
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания

Как традиции позволяют преступникам избежать ответственности через браки

Forbes
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Погубить на корню Погубить на корню

10 привычек, которые портят твои волосы

Лиза
Даниил Шульгин Даниил Шульгин

Шуля (Даниил Шульгин) — кофаундер панк-бренда Stenosis

Собака.ru
Где есть Где есть

Где и чем вкусно кормят в Петербурге

СНОБ
Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами

Что подтолкнуло брата с сестрой на открытие школы массажа с незрячими

Forbes
Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году

Технологии искусственного интеллекта покушаются на бизнес поисковых сервисов

Forbes
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного» Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного»

Работы архитектора Хуссама Шакуфа расширяют границы современного урбанизма

Ведомости
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами

Кто победит в этой схватке алгоритмов — защитники или взломщики?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении