Почему нужно увидеть выставку Энтони Гормли на Делосе
На священном и пустынном греческом острове Делос до 31 октября можно увидеть выставку Sight Энтони Гормли. И слово «увидеть» совершенно не описывает того, что с вами произойдет в этом волшебном месте.
«Невероятно синий горизонт.
Шуршание прибоя. Растянувшись,
как ящерица в марте, на сухом
горячем камне, голый человек
лущит ворованный миндаль».
Голые люди Гормли нас встречают до того, как мы, собственно, попадаем на Делос. Один такой человек стоит среди камней по дороге, другой — он называется «6 times left» — на прибрежной отмели со стороны причала. И как только мы выгружаемся в гавани, куда прежде приставали только священные посольства с других островов, прямо на выходе из-под навеса нас встречает покрытый ржавчиной человек, смотрящий в море, за этот невероятно синий горизонт. Люди (или бодиформы) Гормли бывают нескольких видов — реалистического, кубистского, пиксельного. Реалистических он отливает, как известно, со своего собственного тела. Одно такое тело даже растянулось на полу местного археологического музея.
Это формальный повод для цитаты, и тут, наверное, мог бы быть и какой-нибудь другой кусок из Post aetatem nostram Бродского. Ну или из его же «Путешествия в Стамбул»:
«Восемнадцать белых колонн, соединенных белым же мраморным основанием, стоят на равном друг от друга расстоянии. Между ними и землей, между ними и морем, между ними и небом Эллады — никого и ничего. Потом спускаются сумерки, темнеет. Восемнадцать колонн, восемнадцать вертикальных белых тел на равном расстоянии друг от друга, на вершине скалы, под открытым небом встречают ночь».
Везде — небо Эллады, и там, и здесь, и вокруг, везде — тела, везде — отношения времени и пространства, времени и памяти, времени и вещей, времени и человека. Любимейшая идея Бродского, важная идея для Гормли, ключевой культурный концепт античности — и вот это уже не формальный, но сущностный повод, активирующий тут, на Делосе, в голове у любого, не чуждого русской поэзии, эти строчки.