Остров фортов
Новые катамараны с прогулочными палубами, реставрация исторических маяков «Кроншлота», Музей военно-морской славы с видовой крышей на Финский залив и «Александр I»: после пяти лет в Кронштадте команда «Острова фортов» выходит в режим фортиссимо.
Зимой 2019-го идеолог проекта «Остров фортов» Ксения Шойгу впервые высадилась на форт «Александр I», где провела незабываемые часы среди груды кирпичей в полуразрушенном памятнике архитектуры. Прошло пять лет. Форты пересобирают по кирпичику, чтобы вскоре открыть здесь музеи, рестораны и даже ЗАГС (и это первая реставрация культурных объектов федерального значения!). На берегу Финского залива за сенсационные полтора года были построены Конгрессно-выставочный центр и Музей военно-морской славы (исторические артиллерийские склады приспособили под новое здание, в том числе и для легендарной подлодки «К-3»!). А у Кронштадта появился арабский побратим (как говорится: что? да!). Что ж, с тех пор изменилось почти все, а изменится еще больше.
Станет ли Кронштадт новым Крестовским и при чем здесь вайб яхты и «Сапсана» (спойлер: катамаран с огромной открытой палубой доставит из Петербурга к фортам)
Летом 2023‑го со мной случился уникальный опыт: от Эрмитажа до Кронштадта я дошла на новейшем пассажирском катамаране, сидя на открытой палубе, и буквально кормила чаек с руки под Вантовым мостом. Обратно шли через Петергоф, и я наблюдала немыслимой красоты закат из огромного окна нижней палубы катамарана.
Эти панорамные окна! Согласитесь, нижняя палуба похожа на вагон «Сапсана»? Катамараны «Котлин» уникальны для России: их плюс в том, что они сочетают качества речного судна с низким волнообразованием и повышенные мореходные качества прибрежного судна. То есть скользят по воде быстро и практически бесшумно! Мы уже вовсю строили комплекс Музея военно-морской славы и Конгрессно-выставочного центра в Кронштадте и, конечно, постоянно были на связи с Минпромторгом по этому поводу, когда они сказали: «А у нас есть экспериментальный проект в разработке — инновационные скоростные пассажирские катамараны, интересует?»
Понимаю, почему заинтересовались: на фоне классических петербургских метеоров катамараны «Котлин» выглядят свежо. Эти суда — часть проекта «Остров фортов»?
Нет, мы — причал: отвечаем за наземное гостеприимство. Но мы нашли инвестора: команда «Нева Тревел» быстро откликнулась, и первые катамараны, построенные на Средне-Невском судостроительном заводе в рамках программы Государственной транспортно-лизинговой компании, спустили на воду в 2023 году. Так что вы как раз попали на премьеру «Котлина».
Значит, у Кронштадта появится собственный флот?
Да, и я надеюсь, он будет ходить не один десяток лет. С этого года на линии параллельно с «метеорами» начали курсировать первые два скоростных катамарана, а всего на начальном этапе будет 10 судов двух типов — 6 проекта «Котлин» и 4 проекта «Соммерс». Последние не такие быстроходные, зато идеально подходят для экскурсий в акватории фортов Кронштадта, которых все‑таки 17 морских и 2 береговых.
Мы реставрируем сейчас три самых интересных и колоритных форта: «Кроншлот», «Александр I» и «Петр I», но остальные также заслуживают внимания: если уж ты приехал в Кронштадт на весь день, то, естественно, хочешь посмотреть их все, от «Милютина» до «Обручева». Ну и что может быть прекраснее, чем водная прогулка! Кстати, в Кронштадте больше солнечных дней, чем в центре Петербурга — это со 100 %-ной степенью достоверности уже установлено нами путем наблюдения и подсчетов.
Мне кажется, это вами и установлено. В том смысле, что как будто бы уже вы это и обеспечиваете.
Вот тут не буду спорить — иногда мне снится, что я научилась договариваться с дождями и ветрами! Это, знаете, особенно важно, когда круглый год, вне зависимости от сезона, реставрируешь объекты культурного наследия федерального значения посреди Финского залива.
Когда летом 2023-го я добралась до форта «Александр I», он уже не так напоминал постапокалиптическую декорацию как прежде: кирпич почистили, крышу сделали. Как вообще идут дела с реставрацией фортов?
Работа кипит — и мне кажется, столб пара от нашего энтузиазма должен быть виден из Петербурга. Если говорить о том, что самого важного и примечательного сделано на фортах за 2023 год, то первым делом упомяну противоаварийные работы на «Петре I». Там демонтировали поздние пристройки, нарушавшие аутентичность комплекса, устроили временную кровлю. Некоторым строениям начали возвращать исторический вид. Не обошлось без открытий: специалисты обнаружили считавшийся утраченным после взрыва руинированный подвал восточной полубашни.
На «Чумном» воссоздали историческую деревянную смотровую башню со шпилем, и это если не считать реставрацию кирпичной кладки, стропильных конструкций крыши (в исторических габаритах!), а также исторических же чугунных лестниц — 793 балясины и 56,8 погонных метров поручней общим весом 15,2 тонн.
На «Кроншлоте» восстанавливают оригинальную кирпичную кладку историческими материалами. И полностью завершили работы по Верхнему и Нижнему Николаевским маякам. Кстати, на маяках и на Николаевской батарее осенью 2023-го впервые в истории зажглась архитектурная подсветка. Вид потрясающий! Всего по периметру форта установим более 500 световых точек. После подключения к электросетям по постоянной схеме «Кроншлот» будет подсвечиваться в разных режимах.
И важно: когда реставрация фортов «Кроншлот» и «Александр I» завершится, именно прогулочные катамараны «Соммерс» будут доставлять пассажиров к их берегам.
Учитывая, сколько лет форты стояли заброшенными и неприступными, а в Кронштадт можно было добраться только через дамбу, все это звучит как сюрреализм, конечно.
А ведь надо сказать, первые пассажботы из Петербурга отправились в 1806 году именно в Кронштадт. И путь по Неве в Финский залив прямо к острову Котлин стал первой водной артерией, которая соединила центр города с внешними территориями. Конечно, нам хотелось восстановить историческую справедливость! Кроме того, почти десять лет регулярное водное сообщение с Петербургом отсутствовало, только в 2021‑м мы смогли его возобновить! А уже летом 2023‑го мы прокатили по воде порядка 200 тысяч человек, и я убеждена, удвоим рекордную для Кронштадта цифру в 2024‑м: еще два катамарана, которые будут осуществлять сообщение между Петербургом, Петергофом и Кронштадтом, спустят на воду. Кроме того, как планируется, мы сделаем льготную проездную карточку на катамараны для жителей острова Котлин: если твой офис в Петербурге, а живешь в Кронштадте, сможешь летом добираться на работу по воде. Идеально: во‑первых, за 45–50 минут точно доедешь до центра, а во‑вторых, это очень красиво. Кстати, двое моих знакомых — выпускник «Сколково» и писательница — собрались переезжать в Кронштадт! И кстати, это тренд. «Мы хотим переехать! Когда в Кронштадте можно будет купить квартиру в новом ЖК?» — мне часто задают этот вопрос даже незнакомые люди, которые меня узнают! Как будто это отчасти и была ваша цель? Да, и я рада, когда люди говорят мне, что буквально пакуют чемоданы: тот объем внимания к Кронштадту, который случился за последние годы, плюс обновленная инфраструктура, а также транспортная доступность и водное сообщение, которые будут только развиваться, уже повлияли на качество жизни на острове. И все это влияет на то, что многие думают о том, чтобы сюда переехать. Я бы мечтала, чтобы Кронштадт стал новым Крестовским!
Когда в Кронштадте откроют первую набережную с арт-объектами? И будет ли свет на фортах?
Как Кронштадт может стать Крестовским, если там с 1980‑х не обновляли теплосети, электросети, водопровод, канализацию? И ведь нужно еще что‑то делать с дорогами, чтобы город мог осилить тот поток туристов, который привлекает «Остров фортов». Как Кронштадт справится с проблемой бутылочного горлышка?
А мы ведь всерьез взялись за модернизацию инфраструктуры — и действительно, впервые за 30 лет. Но давайте я сделаю краткий экскурс в историю? Важно помнить, что Кронштадт имеет свои уникальные особенности — как островной населенный пункт и как военный город. И да, то, что очень долгий период Кронштадт был закрытым, наложило свой отпечаток. Например, здесь никогда не было дорожной сети, которая была бы рассчитана на постоянный поток туристов, да и вообще на большое количество людей. Никто никогда не думал, что из Кронштадта в Петербург будет кто‑то ездить на работу.
И вот Кронштадт из закрытого города, в который пускали только по прописке и специальным пропускам, куда невозможно было добраться на машине, пока не построили дамбу, постепенно, год за годом превращается в важнейшую культурную локацию: с момента реставрации Морского собора и по сегодняшний день поток туристов вырос не в сотни, в десятки тысяч раз.