Дарья Козлова
Первый проректор ИТМО и директор по образованию «Яндекса» до 16 лет была профессиональной горнолыжницей, но променяла слалом и фрирайд на академическую карьеру в менеджменте и теперь определяет, каким будет обучение будущего. В родном университете совершила революцию софт-скиллс, доказав, что эмоциональный интеллект не менее важен, чем физика и инженерия, и строит под Петербургом научно-образовательный центр «ИТМО Хайпарк» с прозрачными стенами и плоскими аудиториями. На базе YandexGPT запустила AI-репетиторов для школьников всей страны при подготовке к ЕГЭ и вместе с Минобразования и Минэкономразвития готовит магистерскую программу по ИИ, объединив крупные бигтехкомпании и лучшие вузы России.
Как перейти из спорта в науку
Из какой ты семьи?
Я коренная петербурженка из семьи инженеров: папа — кандидат наук, а мама закончила факультет радиотехники и электроники Политеха. Но, несмотря на техническое окружение, в детстве хотела стать певицей.
Заголовок есть: проректор ИТМО могла стать поп-дивой! То есть ты была больше по творческим дисциплинам?
Я профессионально занималась горными лыжами до 16 лет, все друзья пошли учиться в Лесгафта, а я подумала: «Неужели мое будущее — тренер?» Мама троллила: «Дашенька, все хорошо! Не сдашь экзамены — пойдешь в лицей парикмахерского искусства “Локон”». Поэтому я собралась с силами и поступила в Политех на «управление международным образованием». Там помогала набирать иностранных студентов, строить англоязычные программы, приглашать иностранных преподавателей. Я прошла путь от ассистента до доцента кафедры «Международный бизнес» и должности замдекана в СПбГПУ.
А как тогда оказалась в ИТМО?
Случайно! В 2012-м стартовала государственная программа «5-100»: пять университетов должны были попасть в сотню лучших по версии международных рейтингов — и ИТМО в эту программу зашел. Тогда никто не понимал, как этого добиться, так что ИТМО попросили поделиться опытом в международных связях и устроили меня на четверть ставки. Я помогла — в итоге ректор захотел детально обсудить мою карьеру. Помню, назначил встречу на вечер среды, а я в это время на теннис собиралась. Пишу смс: «Мы встречаемся, или я на спорт пойду?» (Смеется.) Встретились: он предложил забрать международное направление целиком.
И спустя пять лет ты становишься первым проректором ИТМО! Как выросла зона ответственности?
Выросла в пять раз минимум. Первый проректор — это образовательный процесс, кадры, студенты, стратегия. Спасает, что в ИТМО есть концепция: каждый, кто берет на себя ответственность, может быть ректором. Мне не надо вертикально руководить всеми: здесь сильные руководители на местах, у них большая зона ответственности, а у меня — доверие к ним.
С некоторыми встречаемся раз в месяц — достаточно. В ИТМО хорошо получается делегировать: команда классная! Если я часто должна встречаться с руководителем — это слабый руководитель.
И в 2022 году тебя назначают директором по образованию «Яндекса». Мы не успеваем за твоим карьерным ростом!
В начале 2022-го большинство компаний в России, связанные с международной деятельностью, оказались в турбулентности. «Яндекс» был в поиске главы этого направления — и предложили мне. Первой задачей было объединить все разрозненные проекты, которые пересекаются где-то по целевым аудиториям, где-то переманивают пользователей, не разговаривают, и каждый движется в свою сторону. Нужно было выстроить стратегию, куда мы идем и что еще нужно добавить.
И какие теперь успехи в «Яндексе»?
У меня хорошая экспертиза в высшем образовании — «Яндекс» сильно расширил свои программы в коллаборации с пятью лучшими университетами России. Еще я сделала упор на регионы: теперь студенты на IT-программах из разных городов страны могут учиться на наших курсах и получать практику в «Яндексе». Для школьников на базе нашей языковой модели YandexGPT делаем систему ИИ-репетиторов, которые помогают готовиться к ЕГЭ, например, по информатике. В чем плюсы: во-первых, ИИ-репетитор не решает за тебя, а объясняет принцип. Во-вторых, ты можешь задавать кучу вопросов, переспрашивать, хоть ночью писать — нет человеческого фактора. И в-третьих, высокая скорость ответов.