Анна и Виталий Черепановы: искусство как игра

WeekendКультура

Случаи из уличной жизни

Анна и Виталий Черепановы: искусство как игра

Текст: Анна Толстова

«Набор Черепановых» №3, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Художники из Нижнего Тагила Анна и Виталий Черепановы (род. 1989 и 1990 соответственно) работают в самых разных медиа, от живописи до перформансов под уличными камерами видеонаблюдения. Однако их главный труд — создание горизонтальных творческих сообществ и непредсказуемых творческих ситуаций, игра в ситуационистском духе.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Нет, это совсем другие Черепановы, и с легендарной нижнетагильской династией механиков, изобретателей паровоза, родственных связей у них нет. Однако они, игроки и мифотворцы, с большим энтузиазмом относятся к знаменитым однофамильцам — культурным героям городского мифа, благодаря которым ощущали себя «супертагильскими художниками», шутили, что в центре города уже поставили памятник Черепановым, и мечтали сделать выставку в «Доме Черепановых», филиале Нижнетагильского музея-заповедника. В конце концов Анна и Виталий Черепановы тоже изобретатели: они изобретают оригинальные художнические стратегии, и даже если потом оказывается, что нечто подобное уже было кем-то придумано, то это не плагиат, а синхронность того же рода, что и в истории изобретения радио.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы
Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

К тому же эти «другие Черепановы» тоже относятся к славной династии: дед Виталия, самодеятельный художник Виталий Николаевич Черепанов, всю жизнь проработал на Нижнетагильском металлургическом комбинате, а выйдя на пенсию, уехал из города в поселок Висим — со временем усадьба Черепановых с расписной крышей и садом деревянной скульптуры стала такой же важной висимской достопримечательностью, что и Дом-музей Мамина-Сибиряка, а работы Черепанова-старшего можно увидеть на выставках современного искусства, которые делает художник-куратор Владимир Селезнев. Так, дед и внук встретились в 2017 году на селезневском «Миростроении», лучшем спецпроекте 4-й Уральской индустриальной биеннале.

«Набор Черепановых» №3, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Анна и Виталий познакомились на подготовительных курсах Нижнетагильского пединститута: оба собирались поступать на худграф, который славился свободомыслием: на встрече с первокурсниками декан говорил, что защищать диплом можно коллективно в форме тотальной инсталляции, как группа «Зер Гут» (Владимир Селезнев из «зергутов» был первым именем в современном искусстве, какое они узнали, и было важно, что имя это — нижнетагильское). Она закончила институт, он не закончил учебу — уехал в Петербург, где изучал основы «богословия в красках» на манер Эль Греко в «Академии Сверхкартины» Вячеслава Чеботаря, но вскоре бросил эту странную арт-секту и вернулся на родину. Черепановы начали работать вместе как стрит-артисты, авторы проекта «Смайл смайл»: разъезжая автостопом по Уралу, они улучшали рекламу наклейками с жутковатыми улыбками или оставляли композиции из зубастых смеющихся ртов на стенах как тотемные знаки, чтобы символически обживать пространство разных уральских городов (позднее они продолжат свои улыбчатые интервенции в Европе, и теперь черепановские «смайлы» можно обнаружить повсюду, от Венгрии до Испании). Однако институционального пространства в Нижнем Тагиле — музеев, выставок, культурных центров — для них не находилось, и они быстро поняли, что над устройством своей художественной жизни придется работать самостоятельно.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

О том, что работают, они заявляли во весь голос: с осени 2013 года в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Челябинске стали появляться огромные красные конструктивистско-лефовские слова-объекты «Работа» и «Дело», где буквы составлялись из всевозможного строительного мусора, оконных рам, дверей, наличников, стремянок (несколько лет спустя одна из таких «Работ» будет открывать основной проект 4-й Уральской индустриальной биеннале куратора Жоана Рибаса). «Работы» были работами группы ЖКП («Жизнь как перформанс»), основанной в Нижнем Тагиле в 2012-м Анной и Виталием Черепановыми вместе с их чуть более старшими товарищами, недавними выпускниками худграфа Ксенией Кошурниковой и Алексеем Токмаковым (Кошурникова преподавала у Черепановой историю искусства, и они подружились).

«Набор Черепановых» №2, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы
«Набор Черепановых» №2, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Брутальным строительно-мусорным паблик-артом, сообщавшим рабочему городу, что быть художником — это тоже тяжелый труд, ЖКП не ограничилась. Их первая выставка «Не возьмешь» прошла в том самом заброшенном доме возле художественного музея, где сделала свою дипломную инсталляцию группа «Зер Гут», и это была заявка на выход в городское пространство — к широкой публике. Они внедрялись в городскую среду не только партизански, но и пытались работать легально, засыпая муниципальное начальство эскизами парковых скульптур и росписей фасадов, а на одной «Ночи музеев» устроили перформанс в духе эстетики взаимодействия, пригласив горожан стать соавторами «Самой большой картины», которая должна была попасть в «Книгу рекордов Гиннесса».

Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Весной 2014 года ЖКП в складчину с друзьями арендовали стометровый гараж в гаражном кооперативе на окраине Нижнего Тагила: из коллективной мастерской он быстро превратился в галерею «Кубива», одну из важнейших художнических самоорганизаций на Урале. Сами себе кураторы, критики, импресарио и разнорабочие, они занимались всем: делали выставки, причем всякий раз перестраивали выставочное пространство — могли превратить его и в танцпол, и в рампу для скейтеров; издавали зин-журнал «ШарМирДобро»; устраивали перформансы и концерты — концертной программой занялся музыкант Аркадий Фридман.

Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы
Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Стихи Живаго и есть то, что нужно было сказать» «Стихи Живаго и есть то, что нужно было сказать»

Константин Поливанов о том, зачем Пастернаку понадобился доктор Живаго

Weekend
«Шахматная горячка»: как один исторический турнир увлек этой игрой весь СССР «Шахматная горячка»: как один исторический турнир увлек этой игрой весь СССР

Глава из книги «Россия на 64 клетках. История чемпионов»

Forbes
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
Фитотерапия. Не всё так однозначно! Фитотерапия. Не всё так однозначно!

Почему не стоит слепо следовать рецептам прабабушек?

Здоровье
Настоящее прошлое Настоящее прошлое

Новые методы позволяют палеонтологам выяснить подробности ушедших эпох

Вокруг света
Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления

Как вернуть «человека живого, хозяйствующего» в практику и теорию экономики

Монокль
Город фестивалей Город фестивалей

1000 лет Суздалю – в чем сомневаются историки?

Вокруг света
Раскрывая загадки Марса Раскрывая загадки Марса

Исследование Марса началось давно, еще 3,5 тысячи лет назад, в Древнем Египте

Знание – сила
На свежем воздухе На свежем воздухе

Лучшие идеи для обустройства летнего балкона

Лиза
Итальянец в ушанке Итальянец в ушанке

Венецианец в валенках? Не мем, а реальность! Встречайте Лоренцо Баньяти

ЖАРА Magazine
Светлана Моргунова. Примадонна телевидения Светлана Моргунова. Примадонна телевидения

Она никогда не носила корону. У Светланы Моргуновой было много поклонников

Коллекция. Караван историй
Железо, одиночество и отсутствие цели: как не дать мозгу состариться раньше времени Железо, одиночество и отсутствие цели: как не дать мозгу состариться раньше времени

Что можно сделать, чтобы отсрочить старение мозга? Отрывок из книги нейробиолога

Forbes
Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов» Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов»

Как АИРР помогает регионам добиваться высоких результатов

ФедералПресс
Как лечить солнечные ожоги? Как лечить солнечные ожоги?

Что делать, если произошел солнечный ожог? Не спешим мазаться сметаной

Psychologies
Еще одна работа для женщин: что такое кинкипинг и как он помогает сохранить семью Еще одна работа для женщин: что такое кинкипинг и как он помогает сохранить семью

Что такое кинкипинг и почему описанный еще в 1985 году термин вызвал обсуждения

Forbes
Итальяно веро Итальяно веро

История старинного дома на флорентийской виа делла Пергола, ставшего галереей

Seasons of life
Точно по Фрейду: как художники пишут королей, президентов и премьер-министров Точно по Фрейду: как художники пишут королей, президентов и премьер-министров

Почему портретистам трудно угодить героям официальных портретов?

Forbes
Клуб кинопутешественников Клуб кинопутешественников

Передача, которая открыла целым поколениям окно в большой мир

Правила жизни
Худеем без ошибок Худеем без ошибок

5 неожиданных мифов о диетах, из-за которых ты не можешь сбросить вес

Лиза
Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет

Этот отель стоит на рукотворном острове и каждый день спасает редких черепах

СНОБ
История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке! История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке!

Фермер нашел на своем участке один из знаменитых мечей Ульфберта

ТехИнсайдер
Доктор назвал 4 признака дефицита клетчатки в рационе Доктор назвал 4 признака дефицита клетчатки в рационе

Четыре признака того, что вы не получаете достаточного количества клетчатки

ТехИнсайдер
Новая работа Новая работа

Как вести себя на собеседовании, чтобы понравиться боссу с первого взгляда

Лиза
Чем мне помогла терапия принятия и ответственности: личный опыт и немного теории Чем мне помогла терапия принятия и ответственности: личный опыт и немного теории

Как подружиться со своими эмоциями и перестать их подавлять?

Psychologies
Муж-итальянец, связь с сектой и поздняя беременность: непростой путь «фабричной девчонки» Сати Казановой Муж-итальянец, связь с сектой и поздняя беременность: непростой путь «фабричной девчонки» Сати Казановой

Как сложилась жизнь Сати Казановой

VOICE
В духе Кандинского В духе Кандинского

Квартира-путешествие в стиле живописи Василия Кандинского

Идеи Вашего Дома
Покорение вершины и Антарктида за 34 дня: Валдис Пельш рассказал о смертельно опасном опыте Покорение вершины и Антарктида за 34 дня: Валдис Пельш рассказал о смертельно опасном опыте

«Ген высоты 2. Гора всех гор» посвящена самому сложному восхождению в мире

Psychologies
«Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века» «Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века»

Какую помощь имамат оказывал вдовам

N+1
Как убить себя фитнесом Как убить себя фитнесом

5 вредных советов от тренера

Лиза
Людмила Чиркова: «Очень долго меня преследовало чувство ответственности, что я не имею права подвести отца» Людмила Чиркова: «Очень долго меня преследовало чувство ответственности, что я не имею права подвести отца»

«Мне самой трудно себя оценивать, получилась у меня Старицкая или нет»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении