«Долгосрочные отношения, вне зависимости от масштаба бизнеса и сферы деятельности»
Член правления ВТБ Руслан Еременко накануне ПМЭФ-2024 рассказал «Деньгам» о том, как работать с массовым сегментом бизнеса и почему важно сохранять как физические, так и цифровые каналы коммуникации.
Какую динамику с начала года вы фиксируете в части кредитования малого и среднего бизнеса и какие результаты прогнозируете у ВТБ по итогам первого полугодия?
— У среднего и малого бизнеса появились новые возможности для роста благодаря участию в процессе перестройки экономики. Это и трансформация логистических цепочек, и замещение ушедших с российского рынка иностранных компаний. Поэтому в 2023 году рынок кредитования СМБ продемонстрировал рост, рост существенный, более 20%. И в 2024 году положительная динамика сохраняется.
В ВТБ за четыре месяца текущего года объем заключенных с представителями СМБ кредитных сделок вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая динамика позволяет нам делать позитивные прогнозы по рынку кредитования в этом году — будет продолжать расти не только объем финансирования, но и число заемщиков. По итогам первого полугодия прогнозный объем нашего кредитного портфеля в сегменте СМБ превысит 3,2 трлн руб. Мы уже вплотную приблизились к этой отметке.
Существенный фактор роста — удобство и скорость оформления кредитов для бизнеса. Это большая работа внутри ВТБ, которой мы постоянно занимаемся. Так, в сегменте микро- и малого бизнеса высоким спросом пользуются экспресс-кредиты с онлайн-оформлением и автоматизированным принятием решения за несколько минут. В 2023 году портфель таких кредитов вырос в 4,5 раза по сравнению с 2022 годом, и темпы роста сохраняются. За первые четыре месяца этого года объем вырос уже вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— Ключевая ставка сохраняется уже достаточно долго на уровне 16%, что напрямую отражается на ценовых параметрах кредитов. В этих условиях розничные клиенты активнее сберегают средства. Фиксируете ли вы аналогичную тенденцию у предпринимателей? Какие инструменты наиболее выгодны и востребованы у бизнеса в текущих условиях?
— Не буду скрывать, что в момент очередного резкого повышения ключевой ставки мы допускали, что темпы кредитования могут на этом фоне замедлиться. Не каждая финансовая модель выдержит такую высокую ключевую ставку. Но сильного охлаждения спроса не произошло. Почему? Безусловно, физические лица, вы правильно сказали, сегодня выбирают модель сбережений. Но у физлиц практически всегда есть выбор, в отличие от бизнеса, у которого нет времени. Ему нужно работать, расти, и для этого нужны ресурсы здесь и сейчас. Поэтому, несмотря на ставку, бизнес все равно нацелен на получение кредитов, причем инвестиционных. Мы, со своей стороны, создаем выгодные условия кредитования и