Интервью с Наталией Опалевой

СНОБ

Шестидесятая параллель

Частный музей в России – это, разумеется, больше, чем просто музей. А иначе и быть не может. У нас всегда так: не умеем вмещаться в традиционные рамки, не желаем довольствоваться отведенными метрами и полагающимся статусом. Хочется простора, масштаба, новых горизонтов.

Текст ~ Сергей Николаевич
Фотографии ~ Борис Захаров

Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ.

Вот Музей Анатолия Зверева, обозначенный на карте Москвы двумя латинскими буквами AZ по адресу 2-я Тверская-Ямская, 20–22, изначально был задуман как сугубо монографический, выстроенный вокруг наследия и личности одного художника. Но за три года своего существования он оформился в серьезную и смелую институцию, где теперь представлены главные художники-нонконформисты 1960–1980-х годов. Можно, конечно, предположить, что все они в каком-то смысле со Зверевым соотносятся: более или менее один круг, одно время, одна ситуация официального остракизма, отверженности. И в то же время, когда листаешь роскошный каталог «Советский Ренессанс», подготовленный на основе коллекции владелицы и основательницы AZ Наталии Опалевой, не перестаешь поражаться: какой же огромный пласт культуры за всем этим скрывается, какие грандиозные фигуры возникают. Тут каждый сам по себе велик, могуч и достоин личного музея: Франсиско Инфанте, Дмитрий Краснопевцев, Илья Кабаков, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Вадим Сидур, Олег Целков… Перечисляю только имена первого состава, а там есть еще и второй, и третий. Как в Большом театре, где на заглавные партии не пробиться годами – очередь! Но здесь они все вместе. Это и есть «Советский Ренессанс», когда-то запрещенный, полулегальный, потом признанный и увенчанный, но до сих пор по большей части томящийся по частным собраниям и музейным запасникам в ожидании юбилейных вернисажей и пытливых исследователей. Сами же художники стареют и потихоньку уходят, а вместе с ними – их поклонники, свидетели их давних гонений и триумфов. И тревожит предчувствие, что эпоха отечественного андеграунда становится чем-то вроде затонувшей Атлантиды, поблескивающей на поверхности только буквами AZ в сырой темноте московской ночи.

Куда еще податься любителям нашего подпольного авангарда? В Новую Третьяковку на Крымском Валу или в Музей современного искусства на Петровке? Но там все больше экспозиции, не рассчитанные на непосредственный диалог со зрителем, и точно не предполагающие новейших интернет-технологий, вовсю применяемых сегодня в музейном деле. В этом смысле AZ – бесстрашный первопроходец, рискнувший первым в довольно компактном пространстве использовать формулу тотального воздействия на зрителя – цветом, светом, музыкой, видео, словом. Тут не заскучаешь, блуждая от одного малопонятного объекта к другому. А если уж пришел, то надо подчиниться без оглядки очередному кураторскому замыслу Полины Ивановны Лобачевской, главного гуру, бессменного идеолога и неутомимой вдохновительницы AZ. Так было на поразительной выставке, посвященной музам и моделям Анатолия Зверева, где наряду с его женскими портретами таинственно мерцали, сменяя друг друга на экране, фаюмский портрет, мадонны Рафаэля, розовощекие кокотки Моне и Ренуара. Так было в грандиозном мультимедийном проекте «Прорыв в прошлое», расположившемся в Новом пространстве Театра наций, где в заочном споре о Боге, Жизни и Смерти сошлись две незаурядные личности – великий режиссер Андрей Тарковский и выдающийся художник Дмитрий Плавинский. Так было на недавней выставке «Игра», где вдруг неожиданно мощно, как фуги Баха, прозвучали трагические натюрморты Дмитрия Краснопевцева… Перечислять удачи AZ можно долго. Они у всех на памяти и ждут еще своего искусствоведческого осмысления. Для меня важнее другое: сейчас можно смело утверждать, что в большой арт-игре, где главной ставкой является интерес потомков, Анатолий Зверев сорвал-таки свой джек-пот.

Вначале ему невероятно повезло, что его работы попали в 2002 году на «Арт-Манеж». Потом – что на выставку пришла вице-президент Ланта-банка Наталия Опалева, которой сразу приглянулся один из его женских портретов. И хотя поначалу она не собиралась ничего покупать, в конце концов решилась. Магическим образом сработало и то обстоятельство, что на портрете была изображена сама Полина Лобачевская в расцвете своей неотразимой демонической красоты, о которой в московских кинематографических кругах слагались легенды. Обе дамы сразу как-то нашли общий язык и понравились друг другу. Портрет был куплен. А потом в течение десяти лет Опалева приобрела несколько сотен зверевских работ, чтобы в конце концов открыть первый в России частный музей одного художника. Это ли не великая удача для Анатолия Зверева, который при жизни не то что музея – угла своего не имел!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Научите меня жить Научите меня жить

Мы расписали для тебя самый безукоризненный сценарий жизни!

Maxim
Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях

Десять фаворитов, за которыми стоит следить и на соревнованиях, и в соцсетях

Playboy
Создана первая подробная карта внутреннего строения Марса Создана первая подробная карта внутреннего строения Марса

Благодаря миссии Mars InSight была сконструирована карта строения Марса

National Geographic
Гусеницы на плодах томатов вызвали электрическую активность в плодоножках Гусеницы на плодах томатов вызвали электрическую активность в плодоножках

Растения томатов отреагировали на появление травоядных гусениц на плодах

N+1
Мечтать (не) вредно. Как сделать фантазии реальностью? Мечтать (не) вредно. Как сделать фантазии реальностью?

Техника WOOP: от пустых грез — к достижению цели

Reminder
Игры со временем: фильмы, где всё идет не своим чередом Игры со временем: фильмы, где всё идет не своим чередом

Отличные фильмы о временных парадоксах. Взрыв мозга гарантирован!

Cosmopolitan
Уложила и забыла Уложила и забыла

Топ-5 средств, которые меньше всего портят свежесть укладки

Лиза
Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR

Начало музыкального пути с отсылкой к хип-хоп культуре начала 2000-х

GQ
Путь к себе Путь к себе

Сати Казанова о том, как выглядит идеальный летний день

Grazia
История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца

Открыть пекарню и закрыть ее через два месяца

Inc.
Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа

Скриншот с макбука: с помощью сочетания клавиш, встроенной и сторонних утилит

CHIP
Площади — наши палитры Площади — наши палитры

Нижний Новгород уже стал модной точкой на туристической карте России

Vogue
Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут

Что ждет водителей, которые срезают углы при поворотах?

РБК
Водка, лихие 90-е и «мой парень Ирина». Как фильм-путешествие по России «Купе №6» покорил Канны Водка, лихие 90-е и «мой парень Ирина». Как фильм-путешествие по России «Купе №6» покорил Канны

Одним из триумфаторов Каннского кинофестиваля стал фильм «Купе №6»

СНОБ
Мой веселый, звонкий мяч Мой веселый, звонкий мяч

У тенниса появился серьезный конкурент

Tatler
Путеводитель по Новой Третьяковке Путеводитель по Новой Третьяковке

Гид по Новой Третьяковке, где хранятся работы художников ХХ века

Культура.РФ
Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами

Русские видеоблогеры ввели новую моду в соцсетях — портить супердорогие машины

Maxim
Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения» Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения»

Дмитрий Астрахан — о своей новой постановке и о вечных недоброжелателях

Эксперт
Не только Безос и Брэнсон: какие компании хотят отправлять в космос туристов Не только Безос и Брэнсон: какие компании хотят отправлять в космос туристов

В космотуризме есть место для 20 проектов, считает основатель Virgin Galactic

VC.RU
Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя

Как смерть певицы Эми Уайнхаус и ее наследие воспринимаются сейчас

Esquire
Как микробы исправляют ошибки человека и очищают Землю от тяжелых металлов Как микробы исправляют ошибки человека и очищают Землю от тяжелых металлов

Микробы настолько умны, что научились использовать металлы для выработки энергии

Популярная механика
Спецслужбы устроили массовую слежку за журналистами по всему миру с помощью шпионского ПО израильской NSO Group. Главное Спецслужбы устроили массовую слежку за журналистами по всему миру с помощью шпионского ПО израильской NSO Group. Главное

В прессу попали 50 тысяч номеров, за которыми следили спецслужбы

TJ
Сандра О: «Почему бы вам не?..» Сандра О: «Почему бы вам не?..»

Актриса Сандра О рассказала, как разнообразить свою жизнь

Harper's Bazaar
Волжский гедонизм: почему стоит отправиться в Самару на выходные Волжский гедонизм: почему стоит отправиться в Самару на выходные

Что такое волжский гедонизм

Forbes
Почему ходьба жизненно необходима и сколько нужно гулять в день Почему ходьба жизненно необходима и сколько нужно гулять в день

Прогулка — самый простой источник радости и смысла, уверен Эрлинг Кагге

РБК
Принять неизбежное Принять неизбежное

Можно ли избавиться от страха смерти и потери близких

Лиза
Пищухи поели ячьего помета и снизили уровень метаболизма ради выживания в зимнем Тибете Пищухи поели ячьего помета и снизили уровень метаболизма ради выживания в зимнем Тибете

При этом они не делают запасов корма и не впадают в спячку

N+1
Маленькая принцесса: 10 интересных фактов о Харпер Бекхэм и ее знаменитой семье Маленькая принцесса: 10 интересных фактов о Харпер Бекхэм и ее знаменитой семье

Интересные и малоизвестные факты о Харпер Бекхэм и ее семье

Cosmopolitan
Яйца по-шотландски: классический рецепт британских поваров Яйца по-шотландски: классический рецепт британских поваров

Яйца по-шотландски — рецепт XIX века

Вокруг света
В ожидании феи-крестной: чему не стоит учиться у сказочных героинь? В ожидании феи-крестной: чему не стоит учиться у сказочных героинь?

Почему далеко не всегда стоит брать пример с героинь наших любимых сказок?

Psychologies
Открыть в приложении