Интервью с Наталией Опалевой

СНОБ

Шестидесятая параллель

Частный музей в России – это, разумеется, больше, чем просто музей. А иначе и быть не может. У нас всегда так: не умеем вмещаться в традиционные рамки, не желаем довольствоваться отведенными метрами и полагающимся статусом. Хочется простора, масштаба, новых горизонтов.

Текст ~ Сергей Николаевич
Фотографии ~ Борис Захаров

Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ.

Вот Музей Анатолия Зверева, обозначенный на карте Москвы двумя латинскими буквами AZ по адресу 2-я Тверская-Ямская, 20–22, изначально был задуман как сугубо монографический, выстроенный вокруг наследия и личности одного художника. Но за три года своего существования он оформился в серьезную и смелую институцию, где теперь представлены главные художники-нонконформисты 1960–1980-х годов. Можно, конечно, предположить, что все они в каком-то смысле со Зверевым соотносятся: более или менее один круг, одно время, одна ситуация официального остракизма, отверженности. И в то же время, когда листаешь роскошный каталог «Советский Ренессанс», подготовленный на основе коллекции владелицы и основательницы AZ Наталии Опалевой, не перестаешь поражаться: какой же огромный пласт культуры за всем этим скрывается, какие грандиозные фигуры возникают. Тут каждый сам по себе велик, могуч и достоин личного музея: Франсиско Инфанте, Дмитрий Краснопевцев, Илья Кабаков, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Вадим Сидур, Олег Целков… Перечисляю только имена первого состава, а там есть еще и второй, и третий. Как в Большом театре, где на заглавные партии не пробиться годами – очередь! Но здесь они все вместе. Это и есть «Советский Ренессанс», когда-то запрещенный, полулегальный, потом признанный и увенчанный, но до сих пор по большей части томящийся по частным собраниям и музейным запасникам в ожидании юбилейных вернисажей и пытливых исследователей. Сами же художники стареют и потихоньку уходят, а вместе с ними – их поклонники, свидетели их давних гонений и триумфов. И тревожит предчувствие, что эпоха отечественного андеграунда становится чем-то вроде затонувшей Атлантиды, поблескивающей на поверхности только буквами AZ в сырой темноте московской ночи.

Куда еще податься любителям нашего подпольного авангарда? В Новую Третьяковку на Крымском Валу или в Музей современного искусства на Петровке? Но там все больше экспозиции, не рассчитанные на непосредственный диалог со зрителем, и точно не предполагающие новейших интернет-технологий, вовсю применяемых сегодня в музейном деле. В этом смысле AZ – бесстрашный первопроходец, рискнувший первым в довольно компактном пространстве использовать формулу тотального воздействия на зрителя – цветом, светом, музыкой, видео, словом. Тут не заскучаешь, блуждая от одного малопонятного объекта к другому. А если уж пришел, то надо подчиниться без оглядки очередному кураторскому замыслу Полины Ивановны Лобачевской, главного гуру, бессменного идеолога и неутомимой вдохновительницы AZ. Так было на поразительной выставке, посвященной музам и моделям Анатолия Зверева, где наряду с его женскими портретами таинственно мерцали, сменяя друг друга на экране, фаюмский портрет, мадонны Рафаэля, розовощекие кокотки Моне и Ренуара. Так было в грандиозном мультимедийном проекте «Прорыв в прошлое», расположившемся в Новом пространстве Театра наций, где в заочном споре о Боге, Жизни и Смерти сошлись две незаурядные личности – великий режиссер Андрей Тарковский и выдающийся художник Дмитрий Плавинский. Так было на недавней выставке «Игра», где вдруг неожиданно мощно, как фуги Баха, прозвучали трагические натюрморты Дмитрия Краснопевцева… Перечислять удачи AZ можно долго. Они у всех на памяти и ждут еще своего искусствоведческого осмысления. Для меня важнее другое: сейчас можно смело утверждать, что в большой арт-игре, где главной ставкой является интерес потомков, Анатолий Зверев сорвал-таки свой джек-пот.

Вначале ему невероятно повезло, что его работы попали в 2002 году на «Арт-Манеж». Потом – что на выставку пришла вице-президент Ланта-банка Наталия Опалева, которой сразу приглянулся один из его женских портретов. И хотя поначалу она не собиралась ничего покупать, в конце концов решилась. Магическим образом сработало и то обстоятельство, что на портрете была изображена сама Полина Лобачевская в расцвете своей неотразимой демонической красоты, о которой в московских кинематографических кругах слагались легенды. Обе дамы сразу как-то нашли общий язык и понравились друг другу. Портрет был куплен. А потом в течение десяти лет Опалева приобрела несколько сотен зверевских работ, чтобы в конце концов открыть первый в России частный музей одного художника. Это ли не великая удача для Анатолия Зверева, который при жизни не то что музея – угла своего не имел!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Степной Че Гевара Степной Че Гевара

Махновщина — крестьянская анархия — была конкурентом большевизму

Дилетант
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт? Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт?

Что такое аденоиды и может ли ребенок их «перерасти»?

Здоровье
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости

Лайфхаки, которые помогут насладиться походом в ресторан с ребенком

Psychologies
Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство? Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Почему предметы искусства — перспективный объект для вложения капитала

Inc.
Дарья Казакова Дарья Казакова

Дарья Казакова о переломном моменте и особенностях ее типажа

Grazia
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
Спокойно, первоклассник Спокойно, первоклассник

Как первоклассникам и родителям прожить период адаптации и сохранить мотивацию?

Новый очаг
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Открыть в приложении