Рассказ от человека в свитере, автора романов «Петровы в гриппе и вокруг него»

СНОБКультура

Девятнадцать км

Текст: Алексей Сальников. Иллюстрации: Ариадна Сысоева

«Никому-то я здесь не нужен! Бедный я, одинокий человек. Зачем здесь нахожусь, когда можно уйти?» — обижается Гоша. Он не произносит этих слов, только думает, но мог бы и сказать. Его все равно не услышали бы среди праздничного гомона, что состоит из болтовни родственников за столом, бумбокса с группой «Комбинация» в нише чешской стенки, Якубовича в телевизоре. Причиной обиды и стало то, что он начал говорить, а его не дослушали и перебили. И пусть Гоша и сам тут же забыл, что у него там на языке вертелось, да и Гошин дядя, что перекричал Гошу, тоже оказался заткнут громким тетиным тостом за родителей — грусти это не отменяло. На самом деле Гоша просто заскучал на дне рождения двоюродной племянницы, которой исполнился год, а отмечали так, будто у нее полувековой юбилей. Гоше скоро двадцать, и тоска его оттого, что все опять соберутся так же, но уже по его поводу, да еще начнут вспоминать всякие глупости про Гошино детство, причем чем дальше, тем со все более телесным уклоном.

А еще Гоша самый трезвый из всех совершеннолетних, расположившихся за столом, потому что совсем не пьет, и пребывание в здравом уме не только не добавляет ему радости — он еще и отвращение чувствует к некоторым за то, как они раскраснелись. Да что там. Ко всем он чувствует отвращение и даже к себе, ведь сидит тут же, пока другой его дядя то ходит курить на балкон, то возвращается с видеокамерой и снимает все подряд, в том числе и угрюмое Гошино лицо. Фиолетовый блеск объектива, мигающая лампочка не радуют Гошу, в голове у него сам по себе проигрывается джингл из передачи «Сам себе режиссер», он уже представляет, что запись попадает в программу, и заранее испытывает невероятный стыд.

Гоша выскальзывает из-за стола, обувается, зачем-то затаив дыхание завязывает шнурки. Много вещей нацеплено на один крючок, но Гоша находит среди них свой пуховик.

Тут на него обращает внимание двоюродная сестра, его ровесница, она видит брата, пока идет то ли из туалета, то ли из кухни, прислоняется к стене, ставит одну ступню на другую, словом, устраивается, как для долгой беседы. Тихо спрашивает:

— Ты куда? Все твои автобусы вроде бы ушли? Нет?

Дело в том, что Гоша не городской, как все остальные тут, а «деревенский», живет с родителями в ПГТ в двадцати километрах севернее города (на самом деле километров не двадцать, а девятнадцать, но все жители поселка округляют это расстояние). Родители уехали на другой семейный праздник, к родственникам мамы в Сибирь, а Гошу снабдили подарком и заставили приехать к отцовским братьям и сестрам, чтобы соблюсти семейные приличия, дескать, да, мы укатили, однако помним про вас, дорогие родственники.

Подразумевается, что Гоша останется у дяди и тети на ночь, как бывало не раз. Как правило, он спал на раскладушке возле батареи, а теперь понимает, что хочет домой.

— Да меня друг звал,— врет Гоша сестре.

— Точно? — не верит она.

— Так если не звал, нафига я тогда ухожу? — сердится Гоша.— Не пешком же я попрусь до дома?

— А где он живет?

— На Красном камне, — врет Гоша, удивляясь быстроте своего ответа, никакого друга на Красном камне у него нет.

— Ну да, недалеко,— соглашается сестра.

Тут их замечает один из родственников, наваливается Гоше и сестре на плечи, так что оба крякают от досады, игриво спрашивает:

— О чем секретничаем, молодые люди? М?

Сестра, раздраженно сопя, выковыривается из объятий.

— А я вас еще вот такими помню, когда вы тут без штанов бегали! — сообщает родственник, прежде чем исчезнуть так же стремительно, как и появился.

— Я тоже помню, как он тут без штанов бегал,— сообщает сестра и добавляет: — Когда «Рояль» «Юпи» разбавил и нализался.

Она смотрит, как Гоша надевает шапку.

— Ты позвони, когда доберешься. Мало ли,— просит сестра.

— Я не уверен, что у него телефон есть,— торопливо отвечает Гоша.

Он выходит из квартиры, из подъезда. На улице холодно, ниже минус двадцати, и Гоша надевает рукавицы и надвигает капюшон. Хорошо, что под джинсами шерстяные подштанники, и пусть они добавляли раздражения, пока он находился в помещении, зато теперь приятно облегают ноги, возвращают накопленное тепло. Но это ветра нет, иначе ни о какой долгой прогулке можно было бы и не думать. Хотя Гоша и не собирается двигаться четыре часа на своих двоих — он надеется на попутку, как в американских фильмах. Он уверен: стоит махнуть рукой на обочине за чертой города,— и любая машина его. У автомобилей просто нет выбора, кроме как двигаться с юга на север (и обратно) по Серовскому тракту, и почему бы шоферу не подкинуть пешехода по доброте душевной?

Светофоры еще работают, как днем, еще рано для перехода на дежурный режим, когда все они заморгают желтым, это добавляет Гоше спокойствия и уверенности в собственных силах. По сути еще только поздний вечер. Он минует остановку «Кинотеатр «„Урал”», спускается к плотине. Слева огромное белое поле покрытого льдом Выйского пруда, справа сама река Выя течет себе потихоньку. За плотиной частный сектор вперемешку с загадочными кирпичными постройками. Помнится, в детстве, только научившись читать, Гоша все пытался прочесть длинную вывеску на одной из производственных построек, пока автобус проносил его мимо. А когда все же успел, долго не понимал, что значит «Фабрика химической чистки и крашения одежды». С химической чисткой все было понятно, а вот слово «крашение» оставляло вопросы в его детском сознании. При виде этого здания, этих букв, каждая из которых нарисована на отдельном белом плафоне величиной с небольшой телевизор, он и теперь думает: «Почему крашения, почему не окраски, почему не окрашивания?» Нет ему ответа. Буквы должны светиться в темноте: недаром они полые внутри — это видно по одному отколотому углу, не зря туда напиханы провода, что Гоша замечал, проезжая днем. Явно в каждой из них подразумевался осветительный прибор. Однако Гоша ни разу не видел, чтобы хоть одна из них горела. Сейчас даже окна на фабрике химической чистки не светятся, лишь фонарь лучится на входе возле будки сторожа, а все остальное почти тонет во мраке и огромных сугробах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Современные ценности Современные ценности

Что сейчас модно, актуально и сколько все это стоит?

СНОБ
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Шерше ля фам Шерше ля фам

Женщины принимали очень активное участие во Французской революции

Дилетант
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Вагонотерапия Вагонотерапия

Писатель Дмитрий Данилов — о терапевтической и творческой пользе путешествий

СНОБ
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
«Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел» «Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел»

Как банк помогает бизнесу сохранять эффективность в любых экономических условиях

Деньги
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее

Когда приобретение жилья в новостройке вновь станет доступным?

Inc.
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех

Встроенные финансы — новый стандарт клиентского пути

Forbes
Открыть в приложении