Алексей Учитель о том, почему балет стал «важнейшим из искусств» в судьбе России

СНОБРепортаж

Царский выбор

Алексей Учитель о том, почему балет стал «важнейшим из искусств» в судьбе России и в его собственной жизни.

Текст ~ Сергей Николаевич

Есть имена, которые вызывают всеобщее возбуждение и буквально притягивают скандал даже спустя много лет после смерти. Одно из таких имен – Матильда Кшесинская. Прославилась она не только тем, что одной из первых на русской сцене стала крутить тридцать два фуэте – главный аттракцион любого классического балета, – но и другими дарованиями, обеспечившими ей место в российской истории. Женщина была, судя по ее собственным и чужим мемуарам, волевая, смелая, азартная. Любила играть в жизни и на сцене. И всегда играла по-крупному. кстати, в лучших казино Европы, где она была завсегдатаем, у нее было прозвище Madame «17». Все знали, что Кшесинская предпочитает делать ставки на эту цифру, которая, если верить легенде, приносила ей удачу. С самого начала она была очень удачливая артистка, умевшая крепко стоять «на пальцах». Это тоже отдельный и важный талант как в балете, так и в жизни: чувство равновесия, идеальная координация, доступная, как правило, только маленьким и проворным балеринам. Не обладая ни гением Анны Павловой, ни красотой Тамары Карсавиной, ни виртуозной техникой знаменитых итальянских балерин, Кшесинская завоевала абсолютное первенство на сцене Мариинского театра с помощью того, чем обладала в избытке, – напора, куража, ума. Плюс, конечно, баснословные связи! Их тоже не следует сбрасывать со счета. Балерины императорского балета всегда пользовались покровительством при дворе. Балерина-содержанка – это высший пилотаж, демонстрация финансовых и прочих возможностей для любого кавалергарда или петербургского сановника. Но Матильда Кшесинская превзошла всех: как минимум трое Романовых были в ее послужном любовном списке, включая будущего императора Николая II в бытность его цесаревичем, наследником российского престола. Перед таким покровительством робели и театральные начальники, и ненавистные соперницы, и балетные партнеры по сцене.

Жизнь и судьба Матильды Феликсовны тянет на полноценный сериал, где есть и роковые страсти, и фанатичная преданность профессии, и красивая жизнь на фоне разных европейских достопримечательностей, и внебрачный ребенок, и полное разорение, и бегство от верной погибели, и попытки выжить любой ценой в эмиграции… все было! Но из этого богатого биографического ассортимента режиссер Алексей Учитель вытянул лишь одну сюжетную нить, выбрал одну историю: Матильда и Ники, балерина и царь.

Режиссер сознательно ушел от привычного формата байопика в сторону костюмного эпоса с причудливыми элементами фэнтези. Нет смысла сейчас перечислять все несоответствия и авторские погрешности против общеизвестных фактов. Последнее дело – судить создателей фильма по учебникам истории. У кино свои законы, что категорически не хотят понять противники «Матильды». Как и то обстоятельство, что Алексей Учитель меньше всего подходит на роль «осквернителя святынь». У его кино интеллигентный, серьезный тон спокойного, грустного петербуржца-ленинградца. Без зауми арт-хауса, но и без сокрушительных ударов мейнстрима. Нормальное кино для нормальных людей. Есть история, есть характеры, есть прекрасные актерские работы. Наконец, есть масштаб большого зрелища, почти утраченный отечественным кинематографом со времен «Войны и мира» С. Бондарчука. и за все это теперь полагается «коктейль Молотова» в окно от «благодарных» зрителей. Как говорится, приехали!

Мы встречались с Алексеем Учителем как раз в тот день, когда пришло тревожное известие из Петербурга о попытке поджога здания, где он арендует помещение для своей студии «Рок». Злоумышленников так и не нашли. И, похоже, не очень искали. Сам Алексей выглядел подавленным и даже как будто растерянным. К тому же так совпало, что это был как раз его день рождения. Впрочем, на фоне всех бедствий, которые обрушились на «Матильду», ему было явно не до празднований и бодрых тостов. Пытаясь отвлечь его от тяжелых мыслей, я заговорил о его давнем увлечении балетом. Ведь неслучайно его первым игровым фильмом была «Мания Жизели» о младшей современнице Кшесинской, прекрасной и безумной балерине Ольге Спесивцевой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 полезных и быстрых завтраков 5 полезных и быстрых завтраков

Предлагаем пять быстрых вариантов завтрака

Домашний Очаг
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!” Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!”

Откровенное интервью со звездой артхауса и сериала «Ольга» Яной Трояновой

Psychologies
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Долгам ЦБ не писан Долгам ЦБ не писан

2024 год стал рекордным для рынка облигаций

Деньги
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Не подходи! Не подходи!

Запрет на приближение: когда и как его можно получить

Лиза
Нефтяной покер Трампа Нефтяной покер Трампа

Снижение мировых цен на нефть: политический блеф или продуманная комбинация

Деньги
Ты моя хорошая Ты моя хорошая

Какие качества необходимы сегодня настоящей подруге?

VOICE
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Открыть в приложении