«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу
«Зажги свечу» — роман, принесший славу ирландской писательнице Мейв Бинчи. Это история двух подруг, их постепенного взросления в 1940-е–50-е на Британских островах, где сталкиваются два разных мира — урбанистическая Англия и патриархальная католическая Ирландия. С разрешения издательства «Азбука-Аттикус» Forbes Woman публикует отрывок, в котором главные героини пытаются выйти на рынок труда.
На работу к Мюрреям Эшлинг не взяли. Собеседование длилось всего три минуты. Она оделась именно так, как им советовали в торговом колледже: аккуратный серый костюм, серый джемпер с коротким рукавом и белый воротничок. Никаких украшений и минимум косметики, на руках перчатки.
Эшлинг протянула копии дипломов по машинописи, стенографии и бухгалтерскому делу мистеру Миду, который управлял бизнесом Мюрреев с тех пор, как умер отец Джоанни, то есть практически с незапамятных времен.
Мистер Мид вышел из комнаты, чтобы изучить дипломы, словно они могли оказаться подделкой. Эшлинг огляделась: высокие потолки, множество полок и шкафов самых разных размеров и формы, из которых вываливались конверты и папки с небрежно связанными пачками бумаг. Как же тут пыльно и неопрятно! Даже маманина каморка в лавке и то куда лучше выглядит. Во время учебы в торговом колледже им ничего не рассказывали про контору, в которой нет ни подходящих шкафов для хранения документов, ни больших столов для работы. Из огромных коробок в одном из углов высыпались сотни этикеток, многие из них покрылись пятнами и, скорее всего, непригодны для использования. У Эшлинг просто руки чесались навести там порядок.
Дух в комнате тоже стоял странный: смесь специй, чая, кофе и чего-то еще, какая-то непонятная нотка. Кажется, алкоголь... Похоже на то, как пахнет у Махеров в лавке по четвергам. Должно быть, запах доносился из подвала, где хранилось вино.
Интересно, как они ухитряются так успешно вести дела, если в конторе сплошной беспорядок? В колледже постоянно подчеркивали, что неряшливый офис не может быть эффективным. С другой стороны, Морин рассказывала, как во время учебы на медсестру они много месяцев учились идеально заправлять кровати, а потом практически никогда этого не делали — разве что в ожидании какой-нибудь проверки.
Мистер Мид вернулся, и, к его негодованию и удивлению Эшлинг, за ним по пятам следовал Тони Мюррей. В присутствии мистера Тони мистер Мид явно нервничал. Мистер Тони определенно злился на мистера Мида.
— С дипломами все в порядке, мистер Тони, — сказал мистер Мид, передавая ему тщательно проверенные документы.
— Ну что ж, она там целый год провела, так что печатать ее точно научили, — бесцеремонно заявил Тони, и мистер Мид сник. — Почему ты вдруг решила, что тебе хочется здесь работать? — перешел прямо к делу мистер Тони.
У Эшлинг имелся заранее заготовленный ответ:
— Я всегда считала, что интереснее всего работать в компании, где есть такое разнообразие. — Она словно цитировала слова своей роли из сценария. — Мюрреи — это старинная компания, имеющая давние деловые связи с континентальной Европой. У меня будет возможность изучить торговлю вином, купажирование чая, производство виски, а также торговлю высококачественной бакалеей…