Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале
20 апреля открывается венецианская биеннале 2024. Что ждать от старейшего форума современного искусства, кто займет российский павильон и примут ли русские художники участие в мероприятии — в материале «Сноба».
Поездки на Венецианскую биеннале вошли в светскую моду в середине нулевых, и до 2019 года количество российских проектов, помимо художников и организаторов павильона России и избранных участников основного проекта, росло в геометрической прогрессии. Открыть свой проект в рамках Биеннале — бинго! Открыть без официального статуса — тоже бинго. Чуть поменьше, но кто будет разбирать. Были бы возможности и желание, а публика придет — и со всего мира. Венеция за время существования Биеннале стала настолько благоприятной территорией для выставочной деятельности, что даже бюрократические сложности и завышенные цены на все, что только можно представить, не сильно останавливают жаждущих себя показать и других посмотреть.
Сперва по движению венис-лаверов резко ударила пандемия. Биеннале 2021 года организаторы перенесли на 2022-й, сделав перерыв — и заодно открыв новую, «экологическую», более осознанную и «устойчивую» страницу в своей политике. А позже, в 2022 году участники российского павильона приняли решение пропустить ход. В 2024 году павильон России не будет пустовать. По решению Министерства культуры помещение предоставлено дружественной Боливии и ее многонациональному выставочному проекту. Российская публика же вновь отправится на Биеннале в составе, приближающемся к былым масштабам, без учета открытия очередной выставки в российском павильоне. По предварительным данным, которые мне принесла сорока на хвосте, примерно каждый третий участник активной российской жизни в искусстве — галеристы, художники, продюсеры — так или иначе планирует отметиться на биеннале между участием в новых ярмарках искусства и экспонированием собственных выставок.
Лично для меня поездка на 60-ю Венецианскую биеннале тоже станет юбилейной. Я отправляюсь блуждать по Джардини и Арсенале, по палаццо и павильонам в десятый раз. Езжу сюда с 2004 года и с тех пор пропустила лишь 59-ю биеннале, в 2022 году. На этот раз отправляюсь в Венецию в компании знатока древней истории, журналиста и искусствоведа Андрея Рабиновича, для которого поездка в итальянский город станет первой. Попробую сравнить ожидания от поездки — свои, ветерана венецианской тусовки, и того, кто смотрит на вещи сквозь призму неторопливого хода истории. И ответить на вопрос: ради чего все это, включая бешеные цены на самые дешевые лоукостеры и отдаленные от центра жизни отели?
Как опытный «пользователь», в 2024 году я жду на Венецианской биеннале атмосферы настоящей толерантности, то есть принятия, уважения и деликатности по отношению как к художникам из отдаленных уголков мира, так и к зрителям, приезжающим из стран, проходящих самые разные испытания.