Смена формата: почему День Победы всегда зависел от текущей политической повестки
Традиционные шествия «Бессмертного полка» в 2023 году в российских городах не состоятся — участникам предложено разместить семейные фотографии ветеранов в соцсетях или под стеклом автомобиля. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин рассказывает, как на протяжении десятилетий менялся формат празднования Дня Победы — то в зависимости от приоритетов властей, то из-за потрясений, которые переживала страна.
Отмена шествий, по всей видимости, связана с проблемами безопасности — обеспечить ее в полной мере сейчас не представляется возможным. Если удалось пронести взрывчатку на встречу с Владленом Татарским в кафе в Санкт-Петербурге, то можно это сделать и на массовом мероприятии под открытым небом. Поэтому отменены и профсоюзные демонстрации на 1 мая — это решение привлекло куда меньше внимания, так как речь идет об инерционном событии, где главную роль играют политически слабые российские профсоюзы, — а граждане тем временем разъезжаются по садовым участкам. Впрочем, военные парады 9 мая пройдут в большинстве регионов, в том числе и в Москве, они отменены в Белгороде, Курске и Симферополе, тоже по соображениям безопасности. Военный парад — настолько значимый ритуал, что даже в пандемийном 2020 году он состоялся, как только смягчили санитарные ограничения, 24 июня.
Важность ритуалов
Ритуалы являются важным фактором легитимации любой власти. Знаменитый социолог Эмиль Дюркгейм еще более 100 лет назад показал, как ритуалы оживляют коллективные чувства, усиливают социальную сплоченность, позволяют людям чувствовать свою принадлежность к социальному целому. Современный классик антропологии Дэвид Кертцер рассматривает ритуал как один из способов включения символического в политику, он доказал, что ритуалы как составная часть политики значимы не только в архаичных, но и в индустриальных обществах. Кертцер определяет ритуал как «символическое поведение, которое является социально стандартизированным и повторяющимся», — повторяемость (например, регулярное проведение парадов) играет ключевую роль, канализируя эмоции и способствуя формированию определенных представлений о мире и организации социальных групп. Для ритуалов важны символы, без них они являются лишь обычаями и привычками.
В СССР главный праздничный ритуал приходился на 7 ноября, так как основным событием отечественной и мировой истории считалась революция. В этот день проходили не только демонстрации трудящихся, но и военный парад на Красной площади, за которым следило почти все население страны, вначале с помощью радио, затем — телевидения. Но уже к концу 1950-х революционная тема стала выдыхаться. Пастернака преследовали за то, что он в «Докторе Живаго» — далеко не самой антисоветской книге — показал бессмысленность революции и трагизм последовавшей за ней гражданской войны. Однако и отказаться от 7 Ноября как главного праздника советская власть не могла, потому что ее легитимность была накрепко связана именно с этой датой.