Сложнее, чем кажется: наука правильного торможения
Даже те, кто не водит автомобиль, знают, что остановить его можно, нажав на педаль тормоза. Вроде все просто, однако в реальности на процесс торможения влияет колоссальное количество факторов, причем небольшая часть из них связана непосредственно с автомобилем. Исчерпывающе описать их все невозможно даже в рамках книги, так что в этой статье мы упомянем лишь самые основные.
Доли секунды
Первый фактор, который влияет на длину тормозного пути – время реакции водителя. Это теме посвящено огромное количество исследований и научных статей, но единой позиции по этому вопросу не существует до сих пор. Более того, профессор Хейки Суммала из университета Хельсинки в одной из своих работ назвал попытки поиска универсальной величины, выражающей время реакции водителя, совершенно бессмысленным занятием - как с практической, так и с теоретической точек зрения. Дело в том, что поведение сидящего за рулем зависит от множества факторов. Например, на стоп-сигналы идущей впереди машины водитель отреагирует скорее, чем на неожиданно возникшее препятствие, равно как и реакции человека, знакомого с дорогой, будут быстрее, чем у того, кто едет по ней впервые.
Интересные данные можно обнаружить в исследовании, результаты которого опубликовали в 1982 году Сивак, Олсон и Фармер. Они установили антенну радара на бампере тестового автомобиля и с ее помощью регистрировали изменения в скорости. В результате более чем полутора тысяч экспериментов ученые выяснили, что отреагировать на возникшую опасность за 0,48 секунды или даже быстрее способны лишь 5% водителей, а вот временного отрезка в 2,4 секунды достаточно для 95% всех участников исследования. При этом одной секунды хватает ровно половине водителей. Правда надо иметь в виду, что в ходе экспериментов измеряли реакцию на стоп-сигналы идущей впереди машины, а это самый наиболее привычный любому водителю повод для начала торможения.
И хотя одну секунду часто используют в качестве среднего значения времени водительской реакции, эту величину надо понимать как очень условную. Казалось бы, речь идет о мизерных временных интервалах, не имеющих значения в реальных дорожных условиях, вот только машина на скорости 100 км/ч проезжает за 0,1 секунды почти три метра. И эта дистанция вполне способна разделять безопасную остановку и довольно серьезную аварию.
Пятно контакта
Не менее, а подчас и более серьёзно на эффективность торможения влияют покрышки. В свою очередь, качество их работы зависит от огромного количества факторов - от температуры самих покрышек до степени загрузки автомобиля. Но главный из них – качество покрытия. Летние покрышки должны уметь бороться с аквапланированием, цепляться за мокрый асфальт и отменно вести себя на хорошем, сухом покрытии. Зимним и того сложнее: их ждет лед, снег различной глубины и плотности, а кроме того, все тот же асфальт с присущими ему "летними" проблемами.