В ответе за тех, кого приручили
Животные пробуждают в детях доброту, чуткость, любовь к природе, учат ответственности и умению заботиться о тех, кто слабее. Так что же, достаточно завести питомца – и позитивный воспитательный эффект гарантирован?
Хомячки или рыбки, черепашки или крысы, кошки или собаки – мы заводим их по разным причинам, но всегда с уверенностью, что ребенку общение с ними пойдет на пользу. Присутствие животного действительно благотворно для детей, подтверждают психологи. «Здесь много плюсов. Во-первых, это общение с природой, которого городские дети сегодня почти лишены, приближение к более естественному ходу жизни. Во-вторых, это безусловное принятие, которого ребенку может не хватать. Кошка или собака – это существо, которое всегда тебе радуется, его поведение всегда предсказуемо. Они дарят привязанность, стабильность, теплые отношения», – перечисляет детский психолог Татьяна Бедник. «Животные расширяют для ребенка границы мира, показывают, каким разнообразным он может быть и в то же время – как он хрупок, – добавляет психолог Александра Сучкова. – Они учат ответственности за того, кто зависим от нас».
Но отсюда не следует, что стоит лишь завести животное, и оно автоматически будет выполнять воспитательные функции. Все эти чудесные вещи случатся, только если мы, родители, откроем их ребенку. Ключевой вопрос, как мы сами относимся к животным: любим ли, бережны ли с ними. Если родители смотрят на животное как на игрушку или предмет престижа, если изливают на него агрессию или способны выкинуть на улицу, для ребенка здесь не будет ничего, кроме вреда. Но даже если мы искренне любим животных, это не значит, что у ребенка сам собой сложится контакт с ним – нам придется шаг за шагом этот контакт выстраивать.