Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google
Главный консультант Google по продуктивности Лора Мэй Мартин ввела в компании «вторник без технологий». И сотрудникам, и руководству это понравилось. Ее советы о том, как повысить эффективность своей работы без слез и выгорания, иногда кажутся парадоксальными, но находят отклик у трудоголиков и топ-менеджеров по всему миру. Почему иногда полезно опаздывать на самолеты и как отказывать людям, сохраняя хорошие отношения, — в отрывке из книги Лоры Мэй Мартин «Аптайм. Оптимальный способ управления временем и энергией».
Банк J.P. Morgan каждый май выпускает для своих клиентов список из 10 книг для чтения на лето, известный как «книги для миллиардеров». В этом году в этот топ-10 вошла в том числе книга «Аптайм. Оптимальный способ управления временем и энергией» (Uptime: A Practical Guide to Personal Productivity and Wellbeing), написанная экспертом по продуктивности в компании Google Лорой Мэй Мартин.
Как объясняет сама Мартин, под словом «аптайм» она подразумевает время полезной работы. На русский язык uptime часто переводят как «время бесперебойной работы», имея в виду работу компьютера. Мартин пишет, что три главных условия продуктивности — это: когда вы точно знаете, что хотите сделать; выделяете для этого подходящее время и место; успешно выполняете задуманное в рамках отведенного времени. «Аптайм» в рамках этой концепции — это последовательное выполнение этих трех задач.
По объяснимым причинам, в книге, автор которой ежедневно консультирует топ-менеджеров Google, содержится довольно много советов о том, как повысить продуктивность с помощью инструментов Google. Но не это в ней самое интересное.
Работающая на полную ставку мать троих маленьких детей, Лора Мэй Мартин настаивает, что продуктивность измеряется не временем, проведенным за работой, и не степенью физической и ментальной истощенности, до которой мы себя довели. «Давайте отбросим идею о том, что продуктивность — это когда вы перегружены, непрерывно пашете и всегда включены. Заменим это устаревшее представление о продуктивности идеей аптайма. Вместо хаоса — спокойствие. Вместо перегрузок — баланс. Вместо наших старых представлений о продуктивности — новое состояние аптайма», — призывает она.
Используя научные исследования в области когнитивной психологии и управления трудовыми ресурсами и собственный опыт, она рассказывает, как оптимизировать свои ресурсы, работая максимально продуктивно в оптимальные промежутки времени. Книга «Аптайм. Оптимальный способ управления временем и энергией» выходит на русском языке в сентябре в издательстве «Альпина Паблишер». Forbes публикует отрывок.
Сколько стоит ваше время?
Один из моих бывших руководителей в Google, Анас Осман, вице-президент по стратегии и управлению в Google Cloud, научил меня, как нужно относиться к ценности времени. У него было абсолютно четкое представление о том, сколько стоит его время. Я заметила, что он постоянно приезжал в аэропорт в последний момент. Он объяснял это так: «Если ты не опаздываешь на 5% своих рейсов, ты слишком много времени тратишь в аэропорту!» Он летал туда и обратно не менее 30 раз в год и, приезжая в аэропорт минута в минуту к началу посадки в самолет, экономил около 60 часов. Опоздать на три рейса в год (5% от 30 рейсов туда и обратно) для него было удобнее, чем провести 60 часов в аэропортах! Не все согласятся с таким подходом к авиаперелетам, но важно понимать более глубокий смысл — необходимо разборчиво тратить свое время.
Пожалуй, лучший совет, который он мне дал, заключается в том, что вы всегда должны знать, сколько стоит ваше время в долларах. Большинство людей полагают, что это означает, сколько денег они зарабатывают в час. Но он имел в виду не только это. Речь идет скорее о том, сколько вы готовы заплатить за час своего времени, чтобы не заниматься тем, что вам не нравится. Если бы вы могли вернуться домой к семье на час раньше, сколько бы вы заплатили за то, чтобы поменять рейс? Сколько бы вы заплатили за то, чтобы новую мебель доставили в собранном виде? Если покраска комнаты займет у вас целый день, сколько бы вы готовы были заплатить за то, чтобы ее покрасил за вас кто-то другой? (Другое дело, если вам нравится красить стены! Тут речь идет о том, чем вам заниматься не хочется.)
Давайте вернемся к моему примеру с домашним офисом. Предположим, что на покупку и установку мебели и декора уйдет пять часов. Исходя из этой оценки, я должна знать, сколько будут стоить услуги профессионального декоратора, если мне известна средняя стоимость часа моего времени, потраченного на то, чем я занимаюсь неохотно. Эта цифра может меняться в зависимости от текущих приоритетов, финансового положения или гибкости графика, но вы должны ее знать.
Одна моя подруга каждый вечер вручную мыла бутылочки для детского питания. Я спросила ее, почему она не кладет их в посудомоечную машину. Она ответила, что не успевает подготовить бутылочки для следующего дня, а бутылочек на вечер и на утро у нее не хватает. Тогда я (я и есть та самая подруга, которая надоедает своими советами) спросила, сколько времени у нее уходит на мойку и сушку бутылочек вручную. Оказалось, 15–20 минут. Получается, на мытье бутылочек она тратит более 120 часов (или 15 рабочих дней!) в год! И все это только ради того, чтобы сэкономить около $50 — среднюю стоимость набора из восьми детских бутылочек. В подобной ситуации следует знать стоимость часа своего времени, умножить ее на 120 часов и сравнить результат со стоимостью покупки новых бутылочек. Если только моя подруга не оценивает час своего времени ниже, чем в $0,41, или не получает удовольствие от мытья бутылочек, ей, вероятно, лучше купить еще один набор.
Возможно, конечно, что мытье бутылочек действительно доставляет ей удовольствие, или она в режиме многозадачности параллельно слушает подкаст либо занимается еще чем-нибудь, или у нее просто нет места в шкафу для лишних бутылочек. Но о ценности времени, уходящего на ежедневную рутинную работу, явно стоит помнить.
Важно думать о своем времени как о самом ценном ресурсе. Когда перед вами встает задача, в важности которой вы не уверены, задайте себе несколько вопросов, чтобы понять, стоит ли она вашего времени: